Презентация строение семян однодольных и двудольных растений. Презентация на тему "строение семян двудольных и однодольных растений"


Покрытосеменные растения: 1.Имеют орган семенного размножения – цветок. 2.После отцветания образуется плод, в котором находятся семена. 3.Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты). 4.Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.








Цели урока: 1.Познакомиться со строением семени. 2.Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений. 3.Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их. 4.Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян. 5.Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.









Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.












Выводы: 1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества. 2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли. 3.Семядоли – это первые листья зародыша растения. 4.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др. 5.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.


Тест «Верю - не верю» Фамилия, имя: "+" ИЛИ "-" 1. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм. 2. Семена растений, имеющие одну семядолю называются двудольными. 3. Через семявход в семя проникает вода. 4. Снаружи семя покрыто корой. 5. Запас питательных веществ может находиться в эндосперме. 6. В семени двудольных растений две семядоли. 7. Семядоли - это часть зародыша. 8. Запасные питательные вещества находятся в стебельке 9. Семена однодольных растений содержат одну семядолю. 10. У семян фасоли наибольшую массу имеют семядоли. Задание проверил (а):Оценка: Фамилия, имя:"+" или "-" 1. Семенная кожура выполняет защитную роль. 2. Растения класса двудольных имеют одну семядолю. 3. Семенная кожура- это часть зародыша 4. Семя двудольного растения состоит из семенной кожуры и зародыша 5. В зерновке пшеницы запасные питательные вещества находятся в эндосперме. 6. Зародыш зерновки содержит две семядоли. 7. Зародыш семени двудольных растений содержит 2семядоли, корешок, стебелек, почечка. 8. У семени фасоли питательные вещества содержатся в зародыше. 9. У зерновки пшеницы семенная кожура легко снимается. 10. Семя - зачаток растения. Задание проверил(а):Оценка: Прочитав предложения, определите, правильное утверждение или нет. Если правильное, то поставьте "+", если не верно, то поставьте "-" I вариант II вариант _ _ + _ _ _ _ _ _


Оценка: «5» – нет ошибок «4» ошибки «3» – 3-5 ошибок


Анкета «Оцените урок» 1.Вам было интересно? 2.Вы узнали что-то новое? 3.Был ли доступным изучавшийся материал? 4.Вы его поняли? 5.Какие возникли трудности (что не поняли)? 6.Ваши пожелания. (ответ «нет» - 0 баллов; ответ «да» - 1 балл; на 5 и 6 вопросы дать полный ответ)




Список литературы: snc6/196329_ _ _362783_ _n.jpghttp://a5.sphotos.ak.fbcdn.net/hphotos-ak- snc6/196329_ _ _362783_ _n.jpg 32.

Цели урока:

Методы и приемы:

Тип урока:

Оборудование урока:

I. Организационный момент (1 мин)

Актуализация знаний (4 мин)

Задачи урока (1 мин)

Строение семян (5 мин)

Лабораторная работа (15 мин)

III. Закрепление (10 мин)

IV. Домашнее задание (3 мин)

V. Итог урока (1 мин)

План-конспект урока:

Организационный момент

Изучение нового материала.

Актуализация знаний .

№ 2 - 11 презентации)

Белый мох.

Бурая водоросль.

Лишайник тундры.

Задачи урока

№ 12 )

№ 13 )

Семена, их внешний вид.

№ 14 - 15 ).

Строение семян

Слайды № 16 - 17 )

Семенная кожура

Зародыш -

Семядоли

Эндосперм

Однодольные растения

Двудольные

Лабораторная работа № 7 :

№ 18 - 23 )

Рубчик

Микропиле - семявход.

Вывод:

№ 24 )

№ 25 )

У злаков кожистый околоплодник зерновкой .

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 - 27 )

Вывод:

№ 28 )

Закрепление.

№ 29 - 30)

№ 31 - 34 )

№ 35 )

Домашнее задание: (Слайд № 36 )

Задание-эксперимент:

Итог урока:

№ 37 )

семядоли

(1 или 2)

стебелёк

почечка

корешок

эндосперм

зародыш

семенная

Кожура

СЕМЯ

Предварительный просмотр:

Строение семян двудольных и однодольных растений

Цели урока:

Образовательная. Познакомить учащихся с особенностями строения семян растений и значением их в природе, закрепить умение проводить лабораторные исследования.

Воспитательная. Прививать интерес к предмету, воспитание прилежности и аккуратности при выполнении лабораторной работы и заданий в тетради.

Развивающая. Развивать навыки самостоятельной учебной работы, умение работать с книгой и рабочей тетрадью; продолжить учиться сравнивать, делать выводы. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Методы и приемы: объяснительно - иллюстративный, проблемный, лабораторная работа (исследовательский)

Тип урока: Изучение нового материала. Урок-презентация с использованием компьютера в демонстрационном режиме. Лабораторная работа

Оборудование урока:

Компьютер для демонстрации презентации по теме урока, выполненной учителем в программе PowerPoint,.

Оборудование для Лабораторной работы: семена фасоли и пшеницы сухие и набухшие, коллекция семян, препаровальные иглы, лупы

таблицы «Семя фасоли», «Зерновка пшеницы», рельефная таблица «Зерновка»; демонстрационный материал «Пшеница», «Лещина», «Подсолнечник», «Дуб».

Распределение времени на уроке:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний (4 мин)

Задачи урока (1 мин)

Семена, их внешний вид (5 мин)

Строение семян (5 мин)

Лабораторная работа (15 мин)

III. Закрепление (10 мин)

IV. Домашнее задание (3 мин)

V. Итог урока (1 мин)

План-конспект урока:

Организационный момент

Изучение нового материала.

Актуализация знаний .

(Создание учителем проблемной ситуации. Дети разгадывают кроссворд для её разрешения. Демонстрация слайдов № 2 - 11 презентации)

— С чего начинается жизнь растения? Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд.

Белый мох.

Бурая водоросль.

Лишайник тундры.

Задачи урока

(Постановка учителем задачи урока. Слайд № 12 )

— Познакомиться со строением семени и понять, почему же из него вырастает маленькое растеньице. Будем сравнивать строение семян разных растений и делать выводы. Для этого проведём лабораторную работу, продолжим учиться работать с учебником и рабочей тетрадью

— Записываем тему урока в тетрадях.

(Дети записывают тему урока в тетради. Слайд № 13 )

Семена, их внешний вид.

(Рассказ учителя, демонстрация семян из коллекции; дети пытаются угадать, семена каких растений демонстрирует учитель. Слайды № 14 - 15 ).

Семена различают по форме, окраске, размерам, весу.

Строение семян (Рассказ учителя с использованием таблиц и схемы.

Слайды № 16 - 17 )

Семенная кожура защищает семена от высыханий и механических повреждений.

Зародыш - это зачаток будущего растения.

Семядоли - это первые листья зародыша.

Эндосперм - это запасающая ткань семени.

Однодольные растения - растения, в семенах которых 1 семядоля.

Двудольные - это растения, имеющие в зародыше две семядоли.

Лабораторная работа № 7 : Изучение строения семян двудольных и однодольных растений

Строение семян двудольных растений

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно выполняют лаб. раб. Задание 7 лабораторной работы выполняется по рис. 57 на с. 86 учебника.

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 18 - 23 )

— Выполните самостоятельно задание сверху на странице 87.

Рубчик на внутренней стороне семени.

Микропиле - семявход.

— В рабочей тетради выполните задание 58 на с. 26.

Вывод: Семена фасоли имеют зародыш с двумя семядолями, значит это растение двудольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты первой части лаб. раб. Учитель помогает правильно сделать вывод. Слайд № 24 )

Строение семян однодольных растений.

(Рассказ учителя с использованием таблиц. Слайд № 25 )

У злаков кожистый околоплодник срастается с семенной кожурой. Такой плод называют зерновкой .

— Выполните самостоятельно задание внизу на странице 87 и на с. 88.

(Постановка задачи учителем. Дети самостоятельно продолжают выполнение лаб. раб. Задание 5 лабораторной работы выполняется по рис. 58 на с. 87 и тексту учебника [два первых абзаца после лаб. раб. на с. 88].

Учитель контролирует действия учащихся. Слайды № 26 - 27 )

— В рабочей тетради выполните задание 59 на с. 26.

Вывод: Зерновка пшеницы имеет зародыш с одной семядолей, значит это растение однодольное.

(По заданию учителя дети оформляют результаты второй части лаб. раб.

Дети самостоятельно пытаются сделать вывод. Слайд № 28 )

Закрепление.

1. — Начертите схему «Строение семян» в тетради и заполните её. (Слайды № 29 - 30)

2. — Напишите в тетрадях, что обозначено цифрами на рисунках слайда презентации. (Слайды № 31 - 34 )

3. — Назовите признаки сходства и отличия в строении семян одно- и двудольных растений. (Слайд № 35 )

(При помощи самостоятельных работ учащихся учитель устанавливает степень усвоения ими нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз)

Домашнее задание: § 18, вопросы после параграфа. Выполнить в рабочей тетради задание 60 на с. 27, прорастить семена для эксперимента. (Слайд № 36 )

Задание-эксперимент:

— Можно ли в домашних условиях вырастить из проросших семян полноценное растение, способное зацвести и дать плоды?

Ребятам нужно высадить проросшие семена в почву в цветочные горшки, ухаживать за растениями. При выполнении данной работы ребята обязательно ведут дневник наблюдений, отмечая в нем все изменения, происходящие с растениями.

Итог урока: Семена растений состоят из кожуры, зародыша и эндосперма. Зародыш - это зачаток будущего растения. В зародыше различают зародышевые корешок, стебелёк, почечку и семядоли. В семенах однодольных растений одна семядоля, двудольных — две. Запас питательных веществ у разных растений может находиться в эндосперме или в зародыше.

(Заключительное слово учителя о результатах урока. Слайд № 37 )

семядоли

(1 или 2)

стебелёк

почечка

корешок

эндосперм

зародыш

семенная

Кожура

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений".

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

План урока

Ход урока

2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

    1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
    2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
    3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

Это семя. (слайд)

Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

ченики записывают в тетради число и тему ) (слайд)

Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком . Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений . (слайд)

(вопрос учащимся)

Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40) . (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой . Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик , это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход . Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш , который даёт начало новому растению.

В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок . В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки , зародышевого стебелька и семядолей . Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд) . Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка ) (слайд) . Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

(вопрос учащимся)

Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

Затем появляется зародышевый побег.

Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме , которая окружает зародыш.

(физминутка)

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается ). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности ).

Инструкция по технике безопасности

при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд) .

  1. Работать за столом следует аккуратно.
  2. Не делать резких движений.
  3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
  4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
  5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

Лабораторная работа № 4 (слайд) .

Тема: Изучение строения семени фасоли.

Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

ХОД РАБОТЫ (слайд)

  1. Найдите рубчик и семявход.
  2. Вывод.

3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

“Верю – не верю” (слайд)

А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

Покажи части семени фасоли (игра ) (слайд) .

  1. Зародышевый корешок.
  2. Кожура.
  3. Семядоли.
  4. Зародышевый стебелёк.

Подведение итогов работы: (составление синквейна ) (слайд) .

Пример синквейна:

Выставление оценок.

5. Домашнее задание: (слайд)

  • (обязательное ) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  • (познавательное ) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  • (творческое ) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  • Лабораторная работа № 4.

    Изучение строения семени фасоли
    .

    Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование:

    лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.

    Презентация на тему "Строение семян двудольных и однодольных растений" по биологии в формате powerpoint. В презентации для школьников изучаются особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Автор презентации: Краева Мария Александровна.

    Фрагменты из презентации

    Цели урока:

    • Познакомиться со строением семени.
    • Раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
    • Развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их.
    • Формировать практическое умение и навыки по распознаванию семян и определению семян.
    • Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.

    Покрытосеменные растения:

    • Имеют орган семенного размножения – цветок.
    • После отцветания образуется плод, в котором находятся семена.
    • Семена развиваются внутри плода, то есть они защищены (покрыты).
    • Хорошо развита проводящая система, которая обеспечивает быстрое передвижение веществ в растении.

    Последние материалы раздела:

    Соус песто: классический рецепт приготовления в домашних условиях Как делается соус песто
    Соус песто: классический рецепт приготовления в домашних условиях Как делается соус песто

    Этот ароматный соус – классика итальянской кухни. Ее традиционный вариант создается на основе базилика и орехов пинии. Но список компонентов может...

    Как испечь блины с яблоками: самые вкусные рецепты Рецепт приготовления блинчиков с яблоками
    Как испечь блины с яблоками: самые вкусные рецепты Рецепт приготовления блинчиков с яблоками

    Блины с яблоками. Как много в этих словах заключается смысла. Наверняка, сейчас каждому представляется аромат свежих яблок, запах корицы или ванили...

    Вальдорфский салат — самые вкусные рецепты
    Вальдорфский салат — самые вкусные рецепты

    История его создания уходит своими корнями в конец 19-го века. Придумал рецепт швейцарец Оскар Чирки, метрдотель известного американского отеля...