Презентация "первоначальные химические понятия". Первоначальные понятия и основные законы химии Методическое обеспечение по теме первоначальные химические понятия

Урок – путешествие

«Первоначальные химические понятия»

Цель данного урока - применение знаний на практике.

Задачи:

образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с химической посудой и реактивами; научить отстаивать свою точку зрения.

развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: применение знаний на практике

Этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания

Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, дидактический материал, штатив лабораторный, фарфоровая чашка, вода в колбе, пробирки, нагревательный прибор, спички, растворы хлоридной кислоты, сульфатной кислоты, бария хлорида, натрий карбоната, свеча.

Основные понятия и термины: простые и сложные вещества, валентность, формула, химическая реакция, уравнение химической реакции.

Методы и приемы: словесный: беседа, рассказ; практический: решение задач.

ХОД УРОКА

    Организационный момент

Эпиграф урока: «Единственный путь, который ведёт к знаниям, - это деятельность»

Б.Шоу

Оглашение темы и цели урока.

Учащиеся объединены в команды (экипажи), в группе выбирается лидер – капитан, боцман, радист, лоцман и матрос (или юнга)

Слово учителя.

Уже полгода мы изучаем теоретические азы химической науки. Сегодня мы отправимся в морское путешествие по океану химических знаний. В плавании вам пригодятся все те знания и навыки, которые вы приобрели на уроках. Если вы успешно пройдете это испытание, то каждый из вас получит пропуск в огромное царство химических веществ, о которых пойдёт речь на последующих уроках химии.

Я прошу подойти ко мне капитанов и получить путевые листы для своего экипажа. В них вы будете отмечать пройденные этапы и полученные баллы.

    Основная часть

I. ТАМОЖНЯ

Игра «Дешифровщик».

Каждая команда должна разгадать одно из ключевых слов нашего урока

Молекула

Вещество

Формула

Реакция

О выполнении задания докладывает лоцман, который помог вывести команду их порта.(1 балл)

II.

Что такое химическая формула?

Как правильно составить формулу вещества?

Что называют валентностью?

Боцманы работают по карточкам, составляют формулы веществ по валентности.(3 балла)

Капитаны проверяют правильность выполнения задания.(1 балл)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Mg(II)

Al(III)

K(I)

Р(III)

O(II)

F(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

N(III)

O(II)

Cl(I)

Ca(II)

Fe(III)

Na(I)

Остальные члены экипажей работают с периодической системой.

(За правильный ответ – фишка = 1 баллу)

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь космических тел

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь великих ученых

Найдите, запишите и назовите три элемента, которые названы в честь географических объектов

III. Остров ПЕРЕМЕН

1) Любые изменения, которые происходят вокруг, называют явлениями .

Какие различают явления?

Как иначе называют химические явления?

Назовите признаки химических реакций.

2) Для продолжения пути необходимо определить, какие из названных явлений физические, а какие – химические. (Графический диктант )

Химические явления обозначьте знаком + , а физические -

    Ржавление железа(+)

    Прокисание молока(+)

    Замерзание воды(-)

    Плавление свинца(-)

    Взрыв динамита(+)

    Образование инея(-)

    Растворение сахара в воде(-)

    Гниение листьев(+)

    Скручивание проволоки в спираль(-)

    Брожение виноградного сока(+)

Взаимопроверка.

1- 4 правильных ответа – 1 балл

5-7 правильных ответов - 2 балла

8-10 правильных ответов – 3 балла

3) Капитаны получают карточки с заданием. Необходимо расставить коэффициенты в уравнениях реакций.

IV . ОСТРОВ ЖЗЛ

Доклады учащихся «Страницы биографии» (Демокрит, Ломоносов, Лавуазье, Менделеев)

Доклад - 2 балла

V . АРХИПЕЛАГ ЛАБОРАТОРИЯ

Остров Безопасный. ( Физкультминутка )

Повторим основные правила поведения в лаборатории при выполнении опытов.

Правильное утверждение – учащиеся кивают головой, неправильное – поворачивают головой из стороны в сторону, сомневаются – пожимают плечами.

    Работать в лаборатории необходимо в специальном халате.

    Вещества необходимо брать в небольшом количестве.

    Вещества можно пробовать на вкус.

    Любую работу выполнят с разрешения учителя или лаборанта.

    Можно путать склянки и крышки.

    Пламя горелки тушить с помощью специального колпачка.

    Излишки реактивов можно слить обратно в склянку, из которой они были взяты.

    При работе с едкими веществами (кислотами и щелочами) необходимо быть особенно внимательными и осторожными.

Остров Экспериментальный.

Каждая команда в начале нашего пути получила задание, которое необходимо выполнить при условии, что экипаж успешно прошёл все предыдущие этапы пути.

Остров Результативный.

Выполнив практическое задание, результат своей работы команда оформляет на доске, составляя сравнительную таблицу «Физические и химические явления», объясняя свои наблюдения и выводы. (У доски работает радист). Все учащиеся записывают таблицу в тетрадь. (Интерактивное упражнение «Составление сравнительной таблицы»)

Физические явления

Химические явления

Плавление парафина (изменение агрегатного состояния)

«Шипучка» (выделение газа)

Испарение воды (изменение агрегатного состояния)

«Молоко» (изменение цвета, образование осадка)

VI . ОСТРОВ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Это конечный пункт нашего плавания, где мы подведем итоги нашей работы. Прошу капитанов посчитать сумму баллов и сдать путевые листы.

В это время учащимся предлагается посмотреть видеофрагмент м/ф «Чертёнок № 13»

    Домашнее задание

    Подведение итогов

Оценивание работы учащихся за урок

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Этапы пути

Члены

экипажа

Таможня

Остров химических знаков и формул

Остров Перемен

ЖЗЛ

Архипелаг Лаборатория

Материк Химических веществ (сумма баллов)

Капитан

Боцман

Лоцман

Радист

Матрос

Демокрит (его называли еще Демокритом из Абдер по месту рождения) - древнегреческий философ, первый материалист, один из первых представителей атомизма. Его достижения в этой области настолько велики, что за всю эпоху современности какие-либо принципиально новые выводы к ним добавились в очень незначительном количестве.

Из его биографии нам известны лишь отрывочные сведения. Родился Демокрит около 470 г. до н. э. Родиной его была Фракия, область Восточной Греции, приморский город Абдеры.

Легенда гласит, что Демокрит был учеником неких халдеев и магов.

Багаж знаний и опыта значительно увеличился в ходе многочисленных поездок и путешествий. Известно, что он побывал в таких странах, как Персия, Египет, Иран, Индия, Вавилония, Эфиопия, знакомился с культурой, философскими воззрениями проживавших там народов. Какое-то время жил в Афинах, слушал лекции Сократа.

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения об «атоме» - неделимой частице вещества, не разрушающейся и не возникающей. Он описал мир как систему атомов в пустоте, доказывая не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве (Великой Пустоте, как говорил Демокрит) хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение - свойство, естественно присущее атомам. Тела - это комбинации атомов. Разнообразие тел обусловлено как различием слагающих их атомов, так и различием порядка сборки, как из одних и тех же букв слагаются разные слова.

Действительно, Демокрит владел столь энциклопедическими, обширными и разносторонними познаниями, что заслуживает звания предшественника знаменитого Аристотеля. В современную ему эпоху не было наук, которыми бы он не занимался: это астрономия, этика, математика, физика, медицина, техника, теория музыки, филология. Тем не менее, возникновение такого универсального философского учения, как атомизм, принято связывать именно с теориями Демокрита.

Умер он приблизительно в 380 г. до н. э.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ естествознания.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в деревне Денисовка близ села Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина-помора. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию. В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков. Круг его интересов и исследований в естествознании охватывал самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия). Ломоносов глубоко проник в материалистическую сущность природы, пропагандировал и развивал её основные физические и философские принципы: закон сохранения материи и движения, принципы познаваемости, закономерности законов природы.

Умение анализировать явления в их взаимосвязи и широта интересов привели его к ряду важных выводов и достижений. Он проявлял особый интерес к созданию таких приборов, которые помогали бы морякам лучше ориентироваться в пути по звёздам и с наибольшей точностью определять время.

М. В. Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из молекул , которые являются «собраниями» . В своей диссертации «Элементы математической химии» (1741; незакончена) учёный дает такое определение: «Атом есть часть тела, не состоящая из каких-либо других меньших и отличающихся от него тел… Молекула есть собрание атомов, образующее одну малую массу». Атомы и молекулы у М. В. Ломоносова часто также - «физические нечувствительные частицы», чем подчёркивает, что эти частицы чувственно неощутимы. М. В. Ломоносов указывает на различие «однородных» молекул, то есть состоящих из «одинакового числа одних и тех же элементов, соединенных одинаковым образом», и «разнородных» - состоящих из различных элементов. Тела, состоящие из однородных молекул есть простые тела.

В письме к Л. Эйлеру он формулирует свой «всеобщий естественный закон» (5 июля 1748 года) ...Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своею силою другое, столько же оные у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает.

В 1774 году опубликует работу, в которой описаны аналогичные опыты; позднее им был сформулирован и опубликован закон сохранения вещества - результаты опытов М. В. Ломоносова не были опубликованы, поэтому о них стало известно только через сто лет.

Антуан Лоран Лавуазье – французский химик, один из основоположников современной химии. Родился 26 августа 1743 года в Париже в семье адвоката.

В своих исследованиях постоянно использовал математические методы. Он выяснил роль кислорода в процессе горения, окисления и дыхания, чем опроверг теорию флогистона, открыл закон сохранения массы веществ, ввёл понятие «химический элемент» и «химическое соединение», доказал, что дыхание схоже с процессом горения и является источником теплоты в организме. Лавуазье считают одним из основоположником термохимии.

В 29 лет Лавуазье был избран действительным членом Парижской академии наук. Кто знает, какие ещё открытия успел бы совершить этот выдающийся учёный, если бы его не убили вместе с жертвами революционного террора.

В истории мировой науки запечатлены имена прославленных учёных, чьи открытия способствовали прогрессу наших знаний о природе, использованию их на благо человека. Среди них имя Д. И. Менделеева занимает одно из первых мест.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834г. в Тобольске. В семье был семнадцатым ребёнком. В гимназии учился сначала посредственно. В старших классах заинтересовался естественно – математическими науками, историей, географией, астрономией. Со временем успехи юного гимназиста росли, и в аттестате были только две удовлетворительные оценки. А в 1855 году Менделеев блестяще окончил Главный педагогический институт в Петербурге с золотой медалью.

Еще студентом в 1854 году Дмитрий Иванович проводит исследования и пишет статью «Об изоморфизме» , где установил отношения между кристаллической формой и химическим составом соединений, а также зависимость свойств элементов от величины их атомных объёмов.

В 1856 г. защищает диссертацию «Об удельных объемах» на степень магистра химии и физики. В это время пишет о различии реакций замещения, соединения и разложения.

С 1880 г. он начал интересоваться искусством, особенно русским, собирает художественные коллекции, а в 1894 г. избирается действительным членом Императорской академии художеств. В качестве хобби Дмитрий Иванович делал чемоданы и сам себе шил одежду. Менделеев участвовал и в проектировании первого русского ледокола «Ермак».

Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым положило начало новому этапу в развитии химии в целом, сыграло важную роль в создании теории строения атома. Представления Менделеева о растворах составили ядро современных теорий растворов.

Плодотворной была деятельность Д.И. Менделеева, направленная на развитие промышленности и сельского хозяйства.

Его работы по созданию бездымного пороха, аэро- и гидродинамике, способствовали освоению Северного Ледовитого океана, развитию мореходства, аэронавтики, метеорологии, содействовали научно-техническому прогрессу страны.

Менделеев неоднократно ездил по стране с целью изучения возможности развития тех или иных её районов, в том числе и Украины. Учёный побывал в Донбассе и высказал идею подземной газификации топлива.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ

§1. Предмет химии. Вещества и их свойства

Химия – это наука о веществах и их превращениях. Она изучает состав и строение веществ, зависимость их свойств от строения, условия и способы превращения одних веществ в другие.

Вещество – это то, из чего состоят физические тела. Сейчас известно более 20 млн. веществ. Каждое из них можно охарактеризовать по определенным свойствам. Свойства веществ – это признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга.

Основные физические свойства веществ:

агрегатное состояние

растворимость в воде

цвет

запах

вкус

плотность

температура кипения

температура плавления

электропроводность

теплопроводность

Химия имеет большое практическое применение. Много тысячелетий тому назад человек использовал химические явления при выплавке металлов из руд, получении сплавов, варке стекла и т. д. Еще в 1751 г. М.В. Ломоносов в своем знаменитом «Слове о пользе химии» писал: «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся – везде обращаются перед очами нашими успехи ее применения». В настоящее время роль химии в жизни общества бесспорна и неизмерима. Химические знания сейчас достигли такого уровня развития, что на их основе коренным образом меняются представления человека о природе и механизме ряда важнейших технологических процессов. Химия помогла открыть и использовать не только ранее неизвестные свойства веществ и материалов, но и создать новые, не существующие в природе вещества и материалы.

§2. Чистые вещества и смеси

Чистыми называются такие вещества, которые состоят из данного его вида и содержат другие только в небольших (определенных) количествах.

Когда в химии применяют названия азот, кислород, медь, вода, серная кислота, метан, глюкоза и другие, следует понимать, что имеются в виду чистые вещества. Если же говорят, например, природная вода, аккумуляторная серная

кислота, техническая сода, природный газ, то речь идет о смесях веществ («неоднородных» веществах).

В промышленности, технике и быту часто применяются природные смеси, например воздух, гранит, древесина, молоко и др. Широко используются также искусственно полученные смеси или материалы: стекло, цемент, металлические сплавы, пластмассы, синтетические волокна, резина.

Понятие «чистое» вещество является условным. Абсолютно чистых веществ нет. Чистоту веществ определяют содержанием примесей в процентах. Поэтому и различают ультрачистые вещества (содержащие примесей 10-7 % и ниже), вещества химически чистые, технически чистые. Для очистки веществ используются следующие способы:

отстаивание

фильтрование

действие магнитом

выпаривание

дистилляция

хроматография

кристаллизация

§3. Атомно-молекулярное учение

Первый определил химию как науку М.В. Ломоносов. Он считал, что химия должна строиться на точных количественных данных – «на мере и весе». М.В. Ломоносов создал учение о строении вещества, заложил основу атомномолекулярной теории. Это учение сводится к следующим положениям, изложенным в работе «Элементы математической химии»

1. Каждое вещество состоит из мельчайших, далее физически неделимых частиц (М.В. Ломоносов называл их корпускулами, впоследствии они были названы молекулами).

2. Молекулы находятся в постоянном самопроизвольном движении.

3. Молекулы состоят из атомов (М.В. Ломоносов называл их элементами).

4. Атомы характеризуются определенным размером и массой.

5. Молекулы могут состоять как из одинаковых, так и из различных

Молекула – это наименьшая частица вещества, сохраняющая его состав и химические свойства.

Между молекулами вещества существует взаимное притяжение, различное у разных веществ. Молекулы газообразных веществ притягиваются друг к другу очень слабо, в то время как между молекулами жидких и твердых веществ силы притяжения велики. Молекулы любого вещества находятся в непрерывном

движении. Этим объясняются, например, изменения объема веществ при нагревании, а так же явление диффузии.

§4. Атом. Химический элемент

Атомами называются мельчайшие, химически неделимые частицы, из которых состоят вещества.

Атом – это наименьшая частица элемента, сохраняющая его химические свойства. Атомы различаются зарядами ядер, массой и размерами.

При химических реакциях атомы не возникают и не исчезают, а перегруппировываясь в процессе реакции, они образуют молекулы новых веществ. Так как единственной характеристикой атома, определяющей его принадлежность к тому или иному элементы, является заряд ядра, то элемент следует рассматривать как вид атомов, обладающих одинаковым зарядом ядра.

Химические свойства атомов одного и того же элемента одинаковы, такие атомы могут отличаться только массой.

Разновидности атомов одного и того же элемента, имеющие различную массу, называют изотопами .

Разновидностей атомов больше чем химических элементов.

В настоящее время известно 117 элементов. В природе они встречаются далеко не в одинаковых количествах. Необходимо различать понятия «химический элемент» и «простое вещество». Химический элемент – общее понятие об атомах с одинаковыми химическими свойствами и зарядом ядра. Физических свойств, характерных для простого вещества, химическому элементу приписать нельзя. Простое вещество – это форма существования элемента в свободном состоянии. Один и тот же элемент может образовать несколько различных простых веществ.

§5. Химическая символика

Для обозначения химических элементов введены химические символы. Каждый элемент имеет свой символ. Символы, как правило, состоят из начальных букв латинских названий элементов. Например, кислород – Oxygenium – обозначается буквой O , углерод – Carboneum – буквой C и т. д. Если начальные буквы латинских названий различных элементов одинаковы, то к первой букве добавляется вторая. Так, начальная буква латинского названия натрия (Natrium ) и никеля (Niccolum ) одна и та же, поэтому символы их соответственно Na и Ni . Если под символом химического элемента подразумевать его атом, то, пользуясь символами, можно составлять, можно составлять химические формулы веществ.

Химическая формула – это изображение состава вещества посредством химических символов.

Например, формула H 3 PO 4 показывает, что в состав молекулы ортофосфорной кислоты входят водород, фосфор и кислород и что эта молекула

содержит 3 атома водорода, 1 атом фосфора и 4 атома кислорода. Цифры справа внизу после символа элемента указывают на количество атомов данного элемента в молекуле вещества.

Химическая формула соединения дает очень важные сведения не только качественного, но и количественного характера. Так, она показывает:

в) химическая формула дает возможность производить количественные (стехиометрические) расчеты. Для этого нужно знать, как принято в химии выражать массы атомов и молекул.

§6. Простые и сложные вещества Аллотропия

Молекулы образуются из атомов. В зависимости от того, состоит ли молекула из атомов одного и того же элемента или из атомов различных элементов, все вещества делятся на простые и сложные.

Простыми называются вещества, образованные атомами одного элемента. Например, простые вещества могут состоять из одного (He , Ne , Kr , и т. д.),

двух (O 2 , N 2 , Cl 2 , H 2 и т. д.) и большего числа атомов (S 8 ) одного элемента.

Как уже отмечалось, один и тот же элемент может образовать несколько простых веществ. Способность химического элемента существовать в виде нескольких простых веществ называется аллотропией . Простые вещества, образованные одним и тем же элементом, называются аллотропическими видоизменениями данного элемента. Эти взаимодействия одного и того же элемента могут отличаться как числом (O 2 и O 3 ), так и расположением (алмаз, графит) одних и тех же атомов в молекуле. Явление аллотропии – наглядное подтверждение зависимости свойств веществ от пространственной структуры.

Сложными веществами , или химическими соединениями, называются такие вещества, молекулы которых состоят из атомов двух и более элементов.

Например: H 2 O , CO 2 , CaCO 3 т. д.

Атомы, вступившие в химическое соединение друг с другом, не остаются неизменными. Они оказывают друг на друга взаимное влияние. Вот почему молекулы сложного вещества обладают присущими только им свойствами и их нельзя рассматривать как простую сумму атомов.

В молекулах сложных веществ нельзя обнаружить свойств, характерных для исходных простых веществ, так как молекулы сложных веществ состоят из атомов химических элементов:

2H 2 + O 2 = 2H 2 O .

Молекула сложного вещества воды состоит из атомов химических элементов – водорода и кислорода, а не из веществ – водорода и кислорода.

Элементы при химических реакциях не возникают и не исчезают. Вступая в химическое взаимодействие, молекулы простых веществ одновременно с дроблением на отдельные атомы теряют свои свойства.

§7. Моль как единица количества вещества Молярная масса

При протекании различных химических реакций во взаимодействие вступают атомы и молекулы исходных веществ, и для того, чтобы они прореагировали полностью, их необходимо брать в соответствующих количествах. Например, для полного сгорания определенного количества угля в кислороде по реакции С + O 2 → CO 2

на один атом углерода расходуется одна молекула кислорода. Но отсчитывать атомы и молекулы практически невозможно, точно так же нельзя отмерить их количество в атомных единицах массы. Для этих целей в химии используется особая физическая величина, которая называется количеством вещества .

Количество вещества и масса – две различные независимые величины, являющиеся основными в Международной системе единиц.

Количество вещества ν (ню) представляет собой размерную физическую величину, определяемую числом содержащихся в этом веществе структурных частиц (атомов, молекул, ионов и др.).

В СИ за единицу количества вещества принят моль .

Моль равен такому количеству вещества, в котором содержится столько же структурных частиц данного вещества, сколько атомов содержится в количестве углероде массой 12 г.

Из этого вытекает, что 1 моль любого вещества имеет такую массу в граммах, которая равна массе его структурной частицы в атомных единицах массы.

Масса 1 моль вещества в граммах, или отношение массы вещества к его количеству, называется молярной массой (М ): M = m ν , где m – масса

вещества, г; ν – количество вещества, моль. Следовательно, единица молярной массы – грамм на моль (г/моль). По этой формуле легко рассчитывать массу вещества, зная его количество, и наоборот.

Объем 1 моль вещества, или отношение объема вещества к его количеству,

называется молярным объемом (V m ) : V m = V ν , где V – объем вещества, л; ν –

количество вещества, моль. Значит, молярный объем выражается в литрах на моль (л/моль).

Для всех газообразных веществ, взятых при нормальных условиях (0о С, 760 мм. рт. ст.), молярный объем одинаков и равен 22,4 л/моль.

В уравнениях химических реакций коэффициенты указывают на отношение числа молей реагирующих веществ. Если же эти вещества газообразны, то коэффициенты выражают и отношение объемов. Например, из уравнения реакции 2 H 2 + O 2 → 2 H 2 O вытекает, что при образовании воды водород и кислород реагируют в отношении молей объемов 2:1. Но это отношение сохранится, если уравнение реакции записать виде H 2 +0,5 O 2 → 2 H 2 O , т. е. коэффициенты могут быть и дробными.

В 1 г содержится 6,02·10 23 атомных единиц массы. Это является

следствием того, что, как установлено экспериментально, 1 моль любых частиц равен 6,02·1023 этих частиц. Данная величина называется постоянной Авогадро . Число Авогадро колоссально по величине. Оно, например, неизмеримо больше числа волос всех жителей земного шара.

В заключение обратим внимание на то, что в СИ основная единица массы не грамм, а килограмм и объем выражается не в литрах, а в метрах кубических. Однако в практике допускается использование граммов и литров.

§8. Явления физические и химические

Вещество – это вид материи, обладающей при определенных условиях постоянными физическими и химическими свойствами.

Однако с изменением условий свойства вещества меняются.

Всякие изменения, происходящие с веществом, называются явлениями . Явления бывают физические и химические.

Физическими называют явления, которые приводят к изменению, например, агрегатного состояния или температуры вещества. Химический состав веществ в результате физического явления не изменяется.

Так, воду можно превратить в лед, в пар, но ее химический состав при этом остается прежним.

Химическими называются такие явления, при которых происходит изменение состава и свойств вещества. Химические явления иначе называются химическими реакциями.

В результате химических реакций одни вещества превращаются в другие, т. е. образуются молекулы новых веществ. Однако атомы при химических реакциях остаются неизменными. Примером может служить разложение известняка

CaCO3 → CaO + CO2

или образование оксида меди (II)

2Cu + O 2 → 2CuO .

§9. Основные законы химии

ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МАССЫ ВЕЩЕСТВА

Впервые его высказал М.В. Ломоносов в письме к Эйлеру от 5 июня 1748 г., опубликованном на русском языке в 1760 г.: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупиться в другому…» Это определение, за исключением архаичности языка, не устарело.

В настоящее время закон формулируется так:

масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате реакции.

Из закона сохранения массы следует, что атомы элементов при химических реакциях сохраняются, не возникают из ничего, так же как и не исчезают бесследно, например:

2 Hg + O2 → 2 HgO.

Сколько атомов водорода вступило в реакцию, столько их остается и после реакции, т.е. число атомов элемента в исходных веществах равно числу их в продуктах реакции.

ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА СОСТАВА

Был открыт французским химиком Ж. Прустом после тщательного анализа многочисленных химических соединений.

Закон можно сформулировать так:

всякое чистое вещество (химическое соединение), каким бы путем оно ни было получено, имеет строго определенный и постоянный состав (качественный и количественный).

Например, вода может быть получена в результате следующих химических реакций:

2H 2 + O 2 → 2H 2 O ;

Ca(OH)2 + H2 SO4 → CaSO4 + 2 H2 O;

Cu(OH)2 → H2 O + CuO.

Из этих уравнений видно, что молекула полученной различными способами воды всегда состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Этот закон строго выполняется только для веществ, структурными частицами которых являются молекулы.

ЗАКОН КРАТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Известны случаи, когда два элемента, соединяясь между собой в разных массовых отношениях, образуют несколько различных химических соединений. Так, углерод и кислород образуют два соединения следующего состава: оксид углерода (II) (угарный газ) CO – 3 массовые части углерода и 4 массовые части кислорода; оксид углерода (IV) CO 2 – 3 массовые части углерода и 8 массовых частей кислорода. Количества массовых частей кислорода, приходящиеся в этих

соединениях на одно и то же массовое количество углерода (3 массовые части), относятся как 4:8 или 1:2.

Принимая во внимание данные о количественном составе различных соединений, образованных двумя элементами, и исходя их атомистических представлений, английский химик Дальтон в 1803 г. сформулировал закон кратных отношений .

Если два элемента образуют между собой несколько соединений, то на одно и то же весовое количество одного элемента приходятся такие весовые количества другого элемента, которые относятся между собой как небольшие целые числа.

То, что элементы вступают в соединения определенными порциями, явилось еще одним подтверждением плодотворности применения атомистического учения для объяснения природы химических процессов.

ЗАКОН ОБЪЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Атомистические представления сами по себе не могли объяснить некоторых факторов, например количественных соотношений, которые соблюдаются во время химических реакций между газами.

Французский ученый Ж. Гей-Люссак, изучая химические реакции между газообразными веществами, обратил внимание на соотношения объемов реагирующих газов и газообразных продуктов реакции. Им было установлено, что 1 л хлора целиком вступает в реакцию с 1 л водорода с образование 2 л хлороводорода; или 1 л кислорода взаимодействует с 2 л водорода и при этом получается 2 л водяного пара. Эти опытные данные Гей-Люссак обобщил в законе объемных соотношений .

Объемы реагирующих газообразных веществ относятся между собой икобъемамобразующихсягазообразныхпродуктовкакнебольшиецелыечисла.

Для объяснения этого закона было сделано предположение, что в равных объемах простых газов, таких, как кислород, водород, хлор, при одних и тех же условиях содержится одинаковое число атомов. Однако многие экспериментальные данные противоречили этому предположению. Стало ясно, что закон объемных соотношений Гей-Люссака нельзя объяснить только на основе этих мистических представлений.

ЗАКОН АВОГАДРО

Этот закон был высказан в виде гипотезы итальянским ученым Авогадро

в 1841 г.:

в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Закон Авогадро распространяется только на газообразные вещества. Это объясняется тем, что в веществе в газообразном состоянии расстояния между молекулами несоизмеримо больше их размеров. Поэтому собственный объем

молекул очень мал в сравнении с объемом, занимаемым газообразным веществом. Общий же объем газа определяется главным образом расстояниями между молекулами, примерно одинаковыми у всех газов (при одинаковых условиях).

В твердом и жидком состояниях объем одинакового количества молекул вещества будет зависеть от размеров самих молекул.

§10. Первоначальное понятие о валентности

Рассматривая формулы различных соединений, нетрудно заметить, что число атомов одного и того же элемента в молекулах разных веществ неодинаково. Например, HCl , H 2 O , NH 3 , CH 4 , CaO , Al 2 O 3 , CO 2 и т. д. Число атомов водорода и кислорода, приходящихся на один атом различных элементов, различно.

Как же составляется химическая формула вещества? Ответить на этот вопрос можно, зная валентность элементов, входящих в состав молекулы данного вещества.

Валентность – это свойство атома одного элемента присоединять, удерживать или замещать в химических реакциях определенное количество атомов другого элемента.

За единицу валентности принята валентность атома водорода. Поэтому приведенное определение иногда формулируют так: валентность – это свойство атома данного элемента присоединять или замещать определенное количество атомов водорода.

Если к атому того или элемента присоединяется один атом водорода (HCl ), то элемент одновалентен, если два – двухвалентен и т. д.

Но как поступают в тех случаях, когда не соединяется с водородом? Тогда валентность искомого элемента определяется по элементу, валентность которого известна. Чаще всего ее находят по кислороду, поскольку валентность кислорода в соединениях всегда равна двум. Например, нетрудно найти валентность элементов в соединениях Na 2 O , MgO , CO , Al 2 O 3 , P 2 O 5 , Cl 2 O 7 и т. д.

Только зная валентность элементов, можно составить химическую формулу данного вещества. В таких примерах, как CaO , BaO , CO , это делается просто. Здесь число атомов в молекулах одинаково, поскольку валентности элементов равны.

А если валентности неодинаковы? Как тогда составить химическую формулу? В таких случаях всегда надо помнить, что в формуле любого химического соединения произведение валентности одного элемента на число его атомов в молекуле равно произведению валентности на число атомов другого элемента. Например, если валентность Mn в соединении равна VII, а валентность кислорода – II, формула соединения будет:

Mn 2 O 7 (VII·2 → II·7).

Валентность обозначается римскими цифрами над химическим знаком

пишут в скобках цифру, показывающую валентность данного элемента в этом соединении. Например, SnO 2 – оксид олова (IV), CuCl 2 –хлорид меди (II). А в названиях веществ, образованных элементами с постоянной валентностью, валентность не указывается. Например, Na 2 O – оксид натрия, AlCl 3 – хлорид алюминия.

§11. Составление химических уравнений

Любую химическую реакцию можно представить в виде химического уравнения, которое состоит из двух частей, соединенных стрелкой. В левой части уравнения записываются формулы веществ, вступающих в реакцию, а в правой – веществ, полученных в реакции.

Уравнением химической реакции называется условная запись химической реакции при помощи химических формул и коэффициентов.

Химическое уравнение выражает как качественную, так и количественную сторону реакции т составляется на основе закона сохранения массы и вещества.

Для составления химического уравнения первоначально записывают формулы веществ, вступивших в реакцию и получающихся в результате реакции, а затем находят коэффициенты к формулам тех и других веществ. После расстановки коэффициентов количество атомов в веществах, вступивших в реакцию, должно быть равно таковому в веществах, полученных после реакции. Например, в окончательном виде уравнение реакции взаимодействия металлического цинка с соляной кислотой может быть записано:

Zn + 2 HCl → ZnCl2 + H2 .

Получено оно следующим образом. При взаимодействии цинка с соляной кислотой образуется хлорид цинка (ZnCl 2 ) и выделяется свободный водород. Но поскольку в левой части уравнения в молекуле соляной кислоты содержится только один атом водорода и один атом хлора, то согласно закону сохранения массы вещества в реакцию должны вступить две молекулы соляной кислоты. Из первоначальной записи

Zn + HCl → ZnCl2 + H2

указанным выше способом получаем конечную

Zn + 2 HCl → ZnCl2 + H2 .

§12. Основные типы химических реакций

Существует несколько типов классификации химических реакций.

I. Классификация по числу веществ, участвующих в реакции

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ.

Важнейшим разделом современного естествознания является химия – наука о веществах и превращениях их друг в друга.

Химия имеет огромное значение в жизни общества. Без использования достижений химии были бы невозможны такие завоевания человечества, как освоение космического пространства и использование атомной энергии в мирных целях.

Химия играет огромное значение в решении наиболее актуальных и перспективных задач современности. К таким задачам, в первую очередь, относятся:

Повышение эффективности искусственных удобрений с целью увеличения урожайности в сельском хозяйстве;

Синтез продуктов питания из несельскохозяйственного сырья;

Синтез новых веществ и композиций, обладающих необходимыми свойствами;

Получение новых источников энергии;

Изучение механизмов различных биохимических процессов с целью их воспроизведения в искусственных условиях;

Освоение океанических источников сырья;

Разработка и получение новых фармакологических препаратов;

Охрана окружающей среды.

Основным объектом изучения химии являются вещества , из которых состоят все окружающие нас предметы. Веществом называется всё то, что имеет массу и объём. Капли дождя, иней на ветках, туман над рекой состоят из одного вещества – воды.

В настоящее время известно более пяти миллионов веществ, и этот список практически ежедневно пополняется. Все вещества изучаются и получают своё название, поскольку, несмотря на наличие сходных, каждое вещество имеет свои индивидуальные свойства.

При изучении свойств веществ, химия не ограничивается только внешними качествами (прочность, цвет) или количественными (масса, температура плавления и кипения, плотность и т.д.) наблюдениями. Химия также не ограничивается теми внутренними изменениями, которые происходят с веществами в результате физических явлений – явлений, не связанных с превращениями одних веществ в другие. Примером физических явлений служит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое (превращение жидкой воды в пар при нагревании или в лёд при охлаждении).

Главная задача химии – выявление и описание таких свойств веществ, благодаря которым становятся возможными превращения одних веществ в другие в результате химических явлений, или химических реакций .

Возможность протекания химических реакций возникает благодаря особой форме движения материи, которая занимает промежуточное положение среди пяти основных форм движения материи, перечисляемых ниже в порядке увеличения сложности:

Механическое перемещение тел в пространстве;

Физические изменения;

Химические изменения;

Органические изменения;

Социальные процессы.

Чтобы иметь правильное представление о различных формах движения и способности к их взаимопревращениям, следует знать, что при возникновении более сложных или высших форм движения из более простых низшие формы не исчезают и высшие формы не возникают вместо них (например, многие химические изменения происходят под действием теплоты, а биологические изменения являются результатом ряда связанных химических изменений). Новая, более сложная форма движения материи существует как высшее единство прежних форм, включая их в себя, но обладает своими, только ей присущими особенностями, которых нет у породивших ее простых форм. В обратном процессе превращения высших форм в низшие последние не рождаются вновь, а лишь снимается высшее единство, которое обусловливало качественные особенности сложных форм движения.

Возникновение особой формы движения материи – химических превращений – связано с взаимодействием атомов, приводящих к образованию молекул. Движение последних лежит в основе физических процессов.

Атом (от греч. неделимый) – наименьшая частица элемента, являющаяся носителем определенных химических свойств.

Химический элемент – составная часть вещества, построенная из одинаковых атомов.

С учетом современных представлений о строении атома, химический элемент – составная часть вещества, построенная из атомов с одинаковыми зарядом ядра и электронными оболочками.

Каждый химический элемент обозначается особым знаком (символом), представляющим собой первую букву или же первую и одну из последующих букв латинского названия элемента.

С понятием химического элемента тесно связано понятие простого вещества, т.е. вещества, состоящего из атомов одного и того же вида. В природе лишь некоторые вещества существуют в виде совокупности индивидуальных атомов одного вида (благородные газы). К простым веществам относятся также вещества, состоящие из молекул, возникающих при взаимодействии атомов одного и того же химического элемента (галогены ).

При взаимодействии атомов одного химического элемента с атомами другого образуются молекулы химического соединения (сложного вещества) – вещества, состоящего из атомов разных видов.

Наряду с химическими соединениями существуют смеси , которые, как и химические соединения, состоят из атомов разных видов. Существенное отличие химического соединения от смеси заключается в том, что взаимодействие различных атомов приводит в случае образования химического соединения к образованию молекул одного вида. Напротив, смеси состоят из молекул разного вида.

Молекула – наименьшая частица простого вещества или химического соединения (сложного вещества), являющаяся носителем определенных химических свойств.

Химические свойства веществ существенно зависят от присутствующих в них примесей. Поэтому для абсолютно чистых веществ – простых тел и химических соединений – вводится понятие химического индивида , состоящего только из атомов или молекул определенного вида. Очевидно, что получение абсолютно чистых веществ практически невозможно, хотя в настоящее время существуют методы, позволяющие снизить содержание примесей до нескольких атомов на элемента.

Наличие химической азбуки – знаков (символов) химических элементов – позволило ввести для всех химических индивидов химические формулы, отражающие их состав. Химическая формула простого вещества обозначается химическим знаком элемента с индексом, указывающим число атомов в молекуле (химические формулы галогенов ). Единичный индекс в химической формуле не указывается (благородные газы ).

Химическая формула сложного вещества отражает, помимо его элементного состава, количественные соотношения между числом атомов различных элементов в молекуле (например, , сахароза и т.д.). Для твердых веществ, не имеющих молекулярного строения в химических формулах, учитывается простейшее сочетание их атомов (например, ).

Наличие химических формул для всех химических веществ позволяет изображать химические реакции посредством химических уравнений .

В таблице приведены основные типы химических реакций.

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ .

РЕАКЦИЯ

ОБЩАЯ СХЕМА ПРИМЕРЫ УРАВНЕНИЙ РЕАКЦИЙ
Соединение

ВВЕДЕНИЕ

Темой «Первоначальные химические понятия» начинается курс химии в восьмилетней средней школе. Значение темы определяется не только тем, что при изучении ее учащиеся усвоят многие химические понятия, закон сохранения массы веществ, основные положения атомно-молекулярного учения, но и тем, что она предоставляет возможность для развития логического мышления учащихся, воспитания у них интереса к предмету, диалектико-материалистического мировоззрения.

1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Формирование первоначальных понятий на уроках по этой теме составляет первый этап в создании системы химических знаний у учащихся, поэтому многие определения еще не будут полными, не будут содержать все признаки изучаемых понятий. Химические явления необходимо рассматривать с точки зрения атомно-молекулярного учения. При изучении этой темы начинается формирование у учащихся умений осуществлять межпредметные связи. Особенность методики реализаций межпредметных связей заключается в том, что учащиеся в большей мере следуют за учителем, воспроизводят его рассказ, содержащий факты, понятия, известные из других предметов, особенно из курсов физики VI иначала VII классов. Учитель сам показывает возможность и необходимость привлечения знаний, например сведений о свойствах конкретных веществ (металлов, неметаллов и др.). В конце первой темы учащиеся уже могут самостоятельно привлекать теоретические знания, полученные на уроках физики.

В процессе усвоения первоначальных химических понятий мировоззренческие знания (положения и идеи) должны формироваться на доступном для учащихся материале, главным образом на базе межпредметных связей. Известно, что многие мировоззренческие идеи уже были заложены в сознание учащихся, при изучениибиологии, географии, физики. Поэтому важно умело использовать и развивать их.

Большую роль в решении задачи формирования научного мировоззрения имеют обобщения, которые делает учитель. При этом разумеется, что ознакомление учащихся с мировоззренческими знаниями проводят на уровне химической формы движения материи. При объяснении и обобщении можно использовать некоторые философские термины, например такие, как сущность, закон, причина, противоположность ит. п. Однако эти термины учитель не раскрывает, а лишь поясняет их, опираясь на обыденные представления и имеющиеся у учащихся знания. При изучении темы мировоззренческий материал должен быть усвоен учащимися в основном на уровне воспроизведения, хотя возможно и применение этих знаний в аналогичных ситуациях.

Основные задачи изучения темы следующие: дать представление о веществах, их составе, строении, а также показать познаваемость состава и строения, связь их со свойствами и применением; разъяснить одну из причин многообразия веществ -- способность атомов разных элементов соединяться друг е другом; раскрыть сущность химических превращений и внешние их проявления, познакомить с многообразием химических реакций и первой их классификацией, подчеркнуть взаимосвязь явлений в природе (химических -- друг с другом; химических -- с физическими и биологическими); разъяснить учащимся обобщенные химические знания (на атомно-молекулярном уровне), заключенные в законах и теориях химии; показать значение этих знаний для понимания мира веществ и практики людей; ознакомить школьников с некоторыми методами химии (наблюдением, химическим экспериментом), с химическим языком, приемами мышления (сравнение, выделение существенного, обобщение, конкретизация) и путями познания.

Тема «Первоначальные химические понятия» изучается на 22 уроках: 1. Предмет химии. Вещества и их свойства.

  • 2. Практическое занятие 1. «Ознакомление с правилами техники безопасности при работе в химическом кабинете и с лабораторным оборудованием».
  • 3. Практическое занятие, 1 (продолжение). «Ознакомление с нагревательными приборами. Изучение строения пламени».
  • 4. Чистые вещества и смеси.
  • 5. Практическое занятие 2. «Очистка поваренной соли»,
  • 6. Физические и химические явления. Признаки и условия химических реакций.
  • 7. Атомы и молекулы.
  • 8. Простые и сложные вещества,
  • 9. Химические элементы.
  • 10. Знаки химических элементов.
  • 11. Относительная атомная масса.
  • 12. Постоянство состава веществ. Химические формулы.
  • 13. Относительная молекулярная масса. Вычисление массовой доли элемента, в "сложном веществе по химической формуле.
  • 14. Валентность атомов.
  • 15. Составление формул по валентности.
  • 16. Атомно-молекулярное учение в химии. 17. Закон сохранения массы веществ.
  • 18. Химические уравнения.
  • 19. Типы химических реакций. Реакции разложения и соединения.
  • 20. Реакция замещения. Упражнения в составлении и чтении химических уравнений.
  • 21. Повторение и обобщение темы «Первоначальные химические понятия».
  • 22. Контрольная работа.

Прежде чем раскрывать методику изучения программных вопросов, кратко характеризуется химический эксперимент первой темы сточки зрения внесенных в него изменений. Число и содержание лабораторных опытов осталось прежним, за исключением пятого опыта, в котором учащимся предлагается дополнительно ознакомиться с образцами минералов и горных пород. Набор веществ, предметов, рекомендуемых для опытов, может быть иным (по усмотрению учителя). Можно изменять и технику выполнения отдельных опытов, например для изучения физических явлений предлагается опыт нагревания стеклянной трубки. Практика показывает; что нагревание стеклянной трубки на спиртовой горелке происходит долго. При этом затрачивается много горючего, Еще труднее провести опыт, если пользоваться сухим спиртом. В связи с этим опыт нагревания: стеклянной трубки можно заменить растворением в воде известных учащимся веществ (поваренная соль, сода, сахар) и выпариванием полученного раствора (нескольких капель).

Химические явления учащиеся могут изучать на различных опытах: действие раствора уксусной кислоты («уксуса») на соду, действие раствора соляной кислоты на мелкие кусочки мрамора (с мелом, как рекомендуется в учебнике, опыт проходит менее наглядно), прокаливание медного предмета и др. Опыт с прокаливанием меди нуждается в изменении. Поскольку цель опыта-- заметить образование нового вещества, то нет смысла несколько раз прокаливать медь, как рекомендует учебник, и каждый раз соскабливать черный налет (эта процедура требует много времени). Касаясь остальных опытов, используемых для доказательства химических явлений, следует обратить внимание на необходимость, применения малых количеств реактивов.

По сравнению с прежней программой на практические занятия отводится в этой теме не один, а три часа. Добавляется один час на ознакомление учащихся с техникой лабораторной работы, на изучение строения пламени и правил техники безопасности при работе в химическом кабинете. Второй час выделяется на практическое занятие «Очистка загрязненной поваренной соли».

(мероприятие проводится в рамках недели биологии и химии в школе)

Составилапо учитель химии

МБОУ «Калининская ООШ»

Лёвина Галина Николаевна

2015-2016 уч.год

Конкурс – путешествие для учащихся 8 – 9 классов

По теме: «Первоначальные химические понятия».

Оборудование : на доске изображения трёх атомоходов: «Менделеев», «Ломоносов», «Бутлеров», плакат со штурвалом, на котором указан маршрут следования, две таблицы «крестики и нолики», карточки с формулами веществ.

Подготовка к конкурсу. Подготовку к конкурсу начинаем заранее. Учащимся сообщаются основные типы заданий и указываются параграфы учебника, которые необходимо повторить. Учащиеся должны заранее нарисовать картины атомоходов, штурвал с названиями стоянок атомохода («Бухта Основных Понятий», «Канал Расчётных задач», «Канал Формул», «Река Химических Уравнений», «Море Химических Знаков»), который должен быть прикреплён к доске, и жетоны в форме компаса. Из числа учащихся один ученик назначается штурманом.

Учитель. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и я вас приглашаю совершить вместе со мной путешествие на прекрасном атомоходе: Вы – пассажиры, я – капитан, и ещё у нас будет штурман – мой помощник. Он будет работать со штурвалом и указывать маршрут нашего следования. Сегодня наши тетради будут «судовыми журналами». Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла название нашего атомохода. Как узнать, на каком из них мы отправимся в плавание? Но ничего непоправимого нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевым словом которого и является название нашего корабля. Кроссворд записан на листах раздаётся каждой команде по одному экземпляру. Надеюсь, что общими усилиями, мы узнаем, на каком атомоходе поплывём. На решение задания даётся 2 минуты. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Команда,которая правильно и раньше другой команды, разгадавшая кроссворд получит дополнительно три дополнительных жетона.

1. C , 2.О, 3. Al , 4. N , 5. Zn , 6. J , 7. P , 8.Н, 9. Pb .

Ответы: 1.Углерод, 2. Кислород, 3.Алюминий, 4.Азот, 5.Цинк, 6.Йод, 7.Фосфор, 8.Водород, 9.Свинец. 10. (по горизонтали) ЛОМОНОСОВ.

Итак, мы отправляемся в путь на теплоходе «Ломоносов». В наших «судовых журналах» мы будем записывать весь маршрут следования. У каждой команды в «судовых журналах» имеется таблица, которую мы будем заполнять по ходу маршрута следования.

Графа «Прохождение маршрута» заполняется в том случае, когда имеется письменное задание. В последней графе команда, получившая жетон, ставит знак «+».

Штурман. Капитан! как нам выйти из бухты «Основных Понятий»?

Учитель. Сообщение принято. Отметим в своих «судовых журналах эту бухту. А чтобы выйти из бухты нам нужно правильно ответить на вопросы.

Проводится фронтальный опрос. Команды отвечают на вопросы с места, за каждый правильный ответ получают жетон. Вопросы задаются командам по очереди, на обдумывание ответа даётся10 секунд. Если команда не отвечает на вопрос, то этот вопрос переходит к другой команде.

Вопросы.

1.Что изучает химия?

2.Дайте определение физических явлений и приведите примеры.

3. Дайте определение химических явлений и приведите примеры.

4.Какие вещества называют простыми? Приведите примеры.

5.Какие вещества называют сложными? Приведите примеры.

6.Что называется химическим элементом? Почему нельзя отождествлять понятия «химический элемент» и «простое вещество»?

7.Что такое вещество?

8.Что такое однородные смеси?

9.Что такое неоднородные смеси?

10.Что такое относительная атомная масса элемента?

11.Что показывает индекс?

12.Что показывает массовая доля элемента в веществе?

13.Что такое относительная молекулярная масса вещества?

14.Содержание, какого элемента – кислорода или водорода – больше в воде по массовой доле?

Ответы:

1.Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях одних веществ, в другие и явлениях, которые сопровождают эти превращения.

2.Физическими называют явления, в результате которых не происходит превращения одних веществ, в другие, а изменяется только агрегатное состояние или форма (плавление железа, образование инея).

3.Химическими называют явления, в результате которых происходит превращение одних веществ, в другие (ржавление железа, сгорание дров).

4.Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (кислород, водород).

5.Сложными называют вещества, состоящие из атомов разных химических элементов (вода, хлорид натрия)

6.Химический элемент – это определённый вид атомов. Химический элемент может входить как в состав простых, так и в состав сложных веществ. А простое вещество не может входить в состав сложных веществ.

7.Вещество – вид материи, мельчайшими частицами которой являются молекулы, и то, что из неё построено.

8.Однородными называют смеси, в которых даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить, частицы других веществ.

9.Неоднородными называют смеси, в которых невооружённым взглядом или с помощью микроскопа можно заметить частицы других веществ.

10.Относительная атомная масса элемента есть отношение массы атома данного элемента к 1/12 массы атома углерода; это безмерная величина.

11.Индексами называют числа, которые показывают, сколько атомов содержится в молекуле.

13.Относительная молекулярная масса вещества представляет собой сумму относительных атомных масс элементов, образующих данное вещество.

14.Кислорода.

Учитель. Справившись с заданием, вы получили разрешение на выход в море. Теперь можно немного отдохнуть. Команды получают таблицы для игры в «Крестики – нолики». На размышление отводится 15 секунд. За правильный ответ команды получают по два жетона.

Вы, наверное, умеете играть в «крестики – нолики». Найдите выигрышные пути на следующих таблицах, где их составляют названия либо металлов, либо неметаллов.

Хлор

Ртуть

Золото

Кремний

Азот

Кислород

Никель

Водород

Железо

Барий

Кремний

Кальций

Калий

Магний

Углерод

Фосфор

Хлор

Алюминий

При игре в «крестики – нолики» в горизонтальном, вертикальном или диагональном направлении следует соединить прямой линией три клетки по признаку, являющемуся общим для всех веществ, приведённых в этих клетках. Признак указывается в условии игры.

Штурман. Капитан, мы входим в «Море Химических Знаков».

От каждой команды выбирается ученик, хорошо знающий химические элементы. Каждому из них даётся листок с 10 химическими элементами, написанными на русском языке. Ученики должны рядом с этими элементами записать химические знаки этих элементов и их атомные массы. За каждые два правильные, ответа команда получает один жетон.

Учитель. Основными законами современной химии являются: закон сохранения массы вещества, открытый М.В.Ломоносовым в 1748 году, и закон постоянства состава химических соединений, сформулированный французским химиком Жозефом Луи Прустом в 1801 году. Д.Дальтон в 1803 году ввёл понятие эквивалента, предложил считать атомную массу водорода равной единице и определил атомные массы кислорода, углерода, азота, серы, фосфора. Он предложил обозначать химические элементы знаками в виде кружков. Но число открываемых элементов возрастало и кружков разного рода недоставало для обозначения всех элементов. В 1813 году шведский учёный Я.Берцелиус предложил простую систему обозначений: химические элементы стали обозначаться одной, двумя начальными буквами латинских названий. С тех пор хлор обозначают -…, магний -…, алюминий -…, кремний -…, калий -…, натрий -…, цинк -…, железо - …, медь -…, серебро -…, ртуть -…, кальций -…,барий -…, бром -…, йод -…, марганец -…, фтор -…, бор -…, водород -…, сера -….

Штурман. Внимание! Впереди «Рифы формул».

Учитель . Рифы необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше. Преодолевать формульные рифы будем так: вы в своих «судовых журналах» записываете формулы веществ, согласно их валентности. Каждой команде выдаётся листок с названиями 6 веществ. По очереди от каждой команды к доске выходят по одному учащемуся, и по порядку записываю формулы указанных веществ. Кто желает быть первым лоцманом на Рифах Формул и расправиться с формулами на доске? Начинаем преодолевать Рифы формул.

1.Сульфид серебра Ag 2 S 1. Сульфит серебра А g 2 SO 3

2.оксид углерода (IV ) СО 2 2.оксид серы ( VI ) SO 3

3.карбонат кальция СаСО 3 3.нитрат магния Mg ( NO 3 ) 2

4.хлорид алюминия AlCl 3 4.сернистая кислота

5.гидроксид кальция Са(ОН) 2 5. хлорид меди С uCl 2

6.ортофосфорная кислота Н 3 РО 4 6. гидроксид алюминия А l ( OH )

На задание отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон. Если команда справляется не со всеми заданиями, то команда соперник может в течении 2 минут исправит ошибки и получит за правильно исправленные ошибки дополнительные жетоны.

Штурман. Корабль держит курс на Реку Химических Уравнений (на штурвале устанавливается сектор – Река Химических Уравнений). Просьба капитанов сделать пометки в своих «судовых журналах».

Учитель. Итак, перед вами стоит задача: на карточках которые вам раздаст сейчас штурман в уравнения реакций правильно проставит коэффициенты и указать тип реакции. На работу отводится 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает один жетон.

Задания команде 8 класса

P + O 2 = P 2 O 5 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5

CuO +C = CO 2 + Cu 2CuO +C = CO 2 + 2Cu

Fe + Cl 2 = FeCl 3 2Fe + 3Cl 2 = 2FeCl 3

AgBr = Ag + Br 2 2AgBr = 2Ag + Br 2

Задания команде 9 класса

Mg + O 2 = MgO 2 Mg + O 2 = 2 MgO

Al + O 2 = Al 2 O 3 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

AgJ = Ag + J 2 2AgJ = 3Ag + J 2

MnO + H 2 = Mn + H 2 O MnO + H 2 = Mn + H 2 O

Штурман. Капитан море разволновалось и нас несёт в Канал Расчётных Задач.

Учитель. Штурман! Держать штурвал крепче, и не сворачивать с этого пути. Наступил самый ответственный момент в нашем плавании: на нужно пройти Канал Расчётных Задач. Вы можете это сделать лишь в том случае, если справитесь с заданиями. Решив задачи, вы получите право войти в порт. Всё зависит от вас. Старайтесь, а иначе нам всем придётся всю жизнь болтаться в море, как «Летучему Голландцу». Эту задачу должны выполнить капитаны. Если капитан не справляется, то команда помогает ему. За правильно решённую задачу команды получат по три жетона, но если для правильного решения капитану потребуется помощь команды, то только два жетона. Идёт самостоятельная работа по решению расчётных задач.

А команды в это время немного отдохнут, отгадывая несложные загадки.

1.Что видно, когда ничего не видно? (ТУМАН.)

2.Тёмным облаком летела, опустилась птицей белой, превратилась в человека, постояла у крылечка, покатилась кувырком и запела ручейком. (ВОДА)

3.На дворе переполох – С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина – У неё теперь ангина.

(ГРАД)

4.Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий В тучах прячется, во мгле, Только ноги на земле.

(ДОЖДЬ)

5.Без крыльев летят, Без ног бегут, Без паруса плывут.

(ОБЛАКА)

6.Не снег и не лёд, А серебром деревья уберёт.

7.Одеяло белое, не руками сделано, Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.

(СНЕГ)

ЗАДАЧИ И ИХ РЕШЕНИЯ

1 вариант

Сколько граммов меди сгорает в кислороде, если образуется 160 грамм оксида меди?

2 вариант

Рассчитайте массу 3 моль оксида алюминия.

Подведение итогов.

Последние материалы раздела:

Индийское гадание — расклад на будущее, на любовь, на работу
Индийское гадание — расклад на будущее, на любовь, на работу

Мы одни из первых собрали на АстроМеридиан.ру - коллекцию бесплатных пасьянс гаданий. Гадание с помощью пасьянса довольно распространенное...

Как можно закатать огурцы на зиму: все рецепты – пальчики оближешь
Как можно закатать огурцы на зиму: все рецепты – пальчики оближешь

Салаты из огурцов на зиму «Пальчики оближешь» и «Дамские пальчики» закрывают в разных интерпретациях и с разными добавками. Но главное, что они...

Парусный моделизм Бригантина поднимает паруса
Парусный моделизм Бригантина поднимает паруса

А мы пока давайте быстренько и кратенько "добежим" до 15 века, а там уже раскроем вопрос подробнее. Итак начинаем:Первые парусные суда появились в...