Строение вещества. Презентация на тему "строение вещества" Опыты показывают что

«Строение вещества.

Молекула».


Окружающие нас тела называются физическими телами


Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом



  • Строение вещества. Молекула.
  • Цель урока: Ввести в мир строения вещества. Познакомить учащихся со строением вещества. Дать представления о размерах молекул.

За долго до нашей эры древнегреческие учёные поставили вопрос: Из чего состоят окружающие нас тела?

Гераклит говорил – огонь - первичная форма вещества.




1. В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом. 2. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее.

3. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором.

В воде мы растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть её попала в третий сосуд. Значит сама крупинка состояла из большого числа мельчайших частичек Этот опыт подтверждает гипотезу о том, что вещество состоит из очень маленьких частиц .


Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.

Молекула в переводе с латинского означает «маленькая масса».

Подсчитано, что в объёме 1 см 3 воздуха находится около 27 10 18 молекул.



Электронный

микроскоп


Молекула

Атом в переводе с древнегреческого означает «неделимый».


  • «О» - атом кислорода.
  • «Н» атом водорода.

  • 2 атома водорода
  • 1 атом кислорода

  • В 18 веке большой вклад в развитие учения о строении вещества внёс русский учёный М.В.Ломоносов.
  • «Физические тела разделяются на мельчайшие части».

  • Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
  • Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т.е. помогают управлять этими явлениями.

  • Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц.
  • Почему стальной шарик свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце?

  • Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священики в панике: кто то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?

Объясни задачу:

Почему обувь изнашивается?

Почему брюки протираются?


  • 1. Что вы нового знали на уроке?
  • 2. Вам это в жизни пригодиться?
  • 3. На уроке было интересно?


  • составитель: учитель физики
  • Ефимова Л. Н
Окружающие нас тела называются физическими телами Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом
  • Всё то, из чего состоят физические тела, называют веществом
Из чего состоят вещества? Тема урока:
  • Строение вещества. Молекула.
  • Цель урока: Ввести в мир строения вещества. Познакомить учащихся со строением вещества. Дать представления о размерах молекул.
За долго до нашей эры древнегреческие учёные поставили вопрос: Из чего состоят окружающие нас тела?
  • Гераклит говорил – огонь - первичная форма вещества.
Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
  • Фалес утверждал – первоначалом всех вещей на земле является вода, из неё образуются все вещи.
  • 1. В сосуде с водой растворили маленькую крупинку синей гуаши. Вода окрасилась синим цветом. 2. Отольём немного окрашенной воды во второй сосуд и дольём в него чистой воды. Раствор в нём будет окрашен, но слабее.
  • 3. Из второго сосуда отольём раствор в третий сосуд и вновь дольём чистой воды. Раствор в третьем сосуде будет окрашен, но слабее, чем во втором.
  • В воде мы растворили очень маленькую крупинку гуаши и только часть её попала в третий сосуд. Значит сама крупинка состояла из большого числа мельчайших частичек Этот опыт подтверждает гипотезу о том, что вещество состоит из очень маленьких частиц.
Физические тела
  • Физические тела
  • Частицы
  • Молекулы
Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
  • Молекула вещества – это мельчайшая частица данного вещества.
  • Молекула в переводе с латинского означает «маленькая масса».
  • Подсчитано, что в объёме 1 см3 воздуха находится около 27 1018 молекул.
. молекула
  • Электронный
  • микроскоп
Молекула
  • Молекула
  • Атом в переводе с древнегреческого означает «неделимый».
Атомы принято означать символами.
  • «О» - атом кислорода.
  • «Н» атом водорода.
Молекула воды –Н2О
  • 2 атома водорода
  • 1 атом кислорода
Михаил Васильевич Ломоносов.
  • В 18 веке большой вклад в развитие учения о строении вещества внёс русский учёный М.В.Ломоносов.
  • «Физические тела разделяются на мельчайшие части».
Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
  • Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, происходящие вокруг нас, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях.
  • Появилась возможность влиять на происхождение явлений, т.е. помогают управлять этими явлениями.
Реши задачу:
  • Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц.
  • Почему стальной шарик свободно проходящий через кольцо, после нагревания застревает в кольце?
Реши задачу:
    • Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священики в панике: кто то украл золото? Или это чудо, знамение? Что произошло?
Объясни задачу:
  • Почему обувь изнашивается?
  • Почему брюки протираются?
Рефлексия:
  • 1. Что вы нового знали на уроке?
  • 2. Вам это в жизни пригодиться?
  • 3. На уроке было интересно?
Домашнее задание: § 7-8 (выучить основные понятия)

1001 идея интересного занятия с детьми


УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ «СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА»

Епифанова Татьяна Григорьевна, МБОУ лицей № 90, учитель физики, Г.Краснодар.
Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: учащиеся 7-9 классы.

Место проведения: класс.

Цель урока : сформировать умения применять молекулярно- кинетическую теорию для объяснения существования агрегатных состояний вещества

Тип урока : ролевая игра, закрепление изученного материала.

Оборудование : ПК, проектор, экран, Обучающие программы:(«Открытая физика», «Физика в картинках», «Лекции по физике (Teach Pro)»), ресурсы Интернета: методические (журнал «Физика в школе», газета «Первое сентября»).

Историческая справка

Тит Лукреций Кар, в книге «О природе вещей» говорит, «что существуют тела, которых мы видеть не можем». Он упоминает невидимые ветры , которые валят мощные деревья; запахи , которые проникают в ноздри, оставаясь невидимыми; и влагу , которая покидает сохнущую на солнце одежду и опять проникает в нее на берегу моря. Даже такие, казалось бы, цельные тела, как железный плуг или камни на мостовой, стираются, хотя исчезновение каждой частицы этих тел незаметно для глаза. Лукреций замечает, что даже такие мягкие тела, как губы прихожан, целующих бронзовую статую возле городских ворот, стирают правую руку статуи, и она становится тоньше левой.

Учитель: Каким бывает вещество в природе?

Вещество в природе может находится в:


  1. Жидком состоянии

  2. Газообразном состоянии

  3. Твердом состоянии
Примеры, подтверждающие сложное строение вещества

Д
анная таблица обобщает наблюдаемые отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов. Описанные признаки справедливы не только для воды. В твердом, жидком и газообразном (парообразном) могут быть и металлы.

Учитель: Давайте посмотрим, насколько вам знакомы слова «атом» и «молекула», и подумаем вместе, что дает основание утверждать, что они действительно существуют. Ведь мы их не видим.

Сегодня в глубь вещества можно заглянуть с помощью сложных приборов. Таким является электронный микроскоп. Он позволяет увеличить исследуемые частицы в 70 000 раз.

Молекула - наименьшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства. Молекула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода, имеет размер около 0,3 нм.

Атом - наименьшая частица химического элемента.

Если кубик из алюминия со стороной 1 см разрезать на 1 000 000 кубиков, то получится кубик со стороной 0,1 мм, если его разрезать еще на 1 000 000 кубиков, то получится кубик со стороной 1 микрон = 1 мкм = 10*-6 м, что много меньше толщины человеческого волоса. Но даже в этом маленьком кубике еще содержится 60 млрд. атомов алюминия. Размер атома алюминия составляет 0,25 нм. Еще мельче атомы водорода и кислорода, так что молекула воды, состоящая из двух атомов водорода и одного атома кислорода, имеет размер около 0,3 нм.

Нам необходимо привести такие примеры, которые позволили, не проникая в глубь вещества, доказать три основных положения молекулярно – кинетической теории.


  1. Все тела состоят из частиц: молекул, атомов, ионов.

  2. Все частицы находятся в непрерывном, хаотическом движении.

  3. Все частицы между собой взаимодействуют.
Опыт. Откройте флакон с духами, отойдите в противоположную часть комнаты, подождите пока вы почувствуете запах духов.


  • Как быстро мы ощущаем запах вещества?

  • Почему не сразу мы его ощущаем?

  • Какие положения теории подтверждает этот опыт?
Опыт . Бросьте в стакан с водой несколько кристаллов марганца. Наблюдайте за степенью и скоростью окрашивания воды.


  • Что такое диффузия?

  • Почему частицы одного вещества проникают между частицами другого?

  • Какое положение теории подтверждает явление диффузии?

  • Почему сахар быстрее растворяется в горячей воде, чем в холодной?
Опыт. Возьмите длинный ластик. Попытайтесь его согнуть, растянуть, сжать, скрутить.

  • Что такое деформация?

  • Почему ластик принимает исходную форму?

  • Какие два вида взаимодействия вы знаете?

  • Приведите примеры, на примере жидкости, которые доказывают, что частицы вещества отталкиваются.

Учитель:

Повторяем



Домашнее задание:


  • Привести по 3 примера из наблюдений природы, подтверждающие молекулярно-кинетическую теорию строения вещества.

  • Составить таблицу характерных свойств твёрдого, жидкого, газообразного состояния.

  • Ответить на вопрос: может ли водород находиться в твёрдом, жидком и газообразном состояниях.
Закончи предложения:

  1. Сегодня я узнал(а)…….

  2. Было интересно……..

  3. Я понял(а), что……

  4. Я приобрел……

  5. Теперь я могу…….

  6. Я научился объяснять…….

  7. Меня удивило……

  8. Я выполняла экспериментальное задание……..

  9. Я мечтаю…….

  10. На этом уроке мне понравилось……

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


  1. Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. М.; «Дрофа». 2008г.

  2. Учебник: А.В.Перышкин. Физика. 7 класс. М.; «Просвещение». 2010г.

  3. А.В. Перышкин. Сборник задач по физике. М.; «Экзамен», 2009.

  4. С.Е.Полянский. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.; «ВАКО», 2008г.

  5. А.Е.Марон, Е.А. Марон, Физика 7 класс. Дидактические материалы. М.; Дрофа, 2008г.

  6. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. М.; «Просвещение». 2009г.

Последние материалы раздела:

Символы химических элементов и принципы их обозначения Общий принцип наименования элементов
Символы химических элементов и принципы их обозначения Общий принцип наименования элементов

Как и в любой науке, в химии существует своя система условных обозначений, свой язык. Урок посвящен знакомству с языком химической науки, изучению...

Гепатит В и беременность
Гепатит В и беременность

Гепатит B – это вирусная инфекция с гемоконтактным механизмом передачи и преимущественным поражением клеток печени. Активация заболевания у будущих...

Какого значение лишайников в жизни человека
Какого значение лишайников в жизни человека

Лишайники играют определенную роль в почвообразовании. Они выделяют кислоты, способствующие растворению субстрата, и тем самым участвуют в...