Церковь иоанна богослова на большой бронной. Церковь иоанна богослова на бронной Ремонт и освящение храма

Иоанна Богослова на Бронной

В конце XVI ст. (по мнению большинства источников) на Богословском переулке, что проходил через центр слободы царских оружейников-бронников, был построен приходской в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Позже главной слободской улицей стала Бронная, и обитель стали называть соответствующе - « Иоанна Богослова, что на Бронной ».

Это была ничем непримечательная - деревянная, с одним престолом. Однако в дар ей досталась уникальная икона в честь вышеупомянутого апостола, выполненная в технике византийского письма. Исключительность образа не в письме – на нём красуется надпись: «От царя Михаила Фёдоровича». Эта икона стала наиболее почитаемой для обители.

В 1652-1665 гг. стараниями прихожан был построен новый, каменный храм. Здание вышло весьма боголепным. В центре архитектурной композиции – двусветный четверик, увенчанный 5-тью барабанами. Центральный – самый крупный, со щелевидным окном; по краям расположены остальные - они поменьше и глухие. Шлемовидные главы завершают композицию. Из декора – килевидные кокошники, многоступенчатые карнизы, арочные окна, разделённые пилястрами, аркатурно-колончатый пояс на барабанах.

При храме Иоанна Богослова на Бронной была открыта первая частная православная школа в Москве (в 1668 г.). Инициатива строительства принадлежала прихожанам, они же и финансировали проект. Однако активное участие в этом благом деле принял также Симеон Полоцкий – известная личность в религиозных кругах. Несколько позже при храме построили и богадельню на 100 человек.

В 1694 г. был сооружен каменный Никольский придел, прекрасно вписавшийся в экстерьер храма, несмотря на некую отличительную особенность - это единственная луковичная глава во всей архитектурной композиции.

В 1740 г. строят новую колокольню – двухъярусную, с элементами классицизма. Один из 7-ми колоколов, которые на ней находились, отлил известный мастер Иван Моторин. В конце 30-х гг. XIX ст. в храме проводились ремонтные работы, а также был построен второй придел – в честь Митрофания Воронежского (в 1870-м он был упразднён).

В 1876-1879 гг. Богословский храм снова обновлялся. В нём появились новый иконостас в стиле барокко, росписи на стенах масляными красками, новые полы, подоконники из «подольского мрамора» (сырьё добывалось на Подольском карьере) и духовое отопление.

К 1917 году располагал довольно большими земельными владениями. Часть домов, что находились на его территории, сдавалась в наём (в остальных проживали священнослужители и церковные работники). Рядом находился приходской погост.

После октябрьского переворота обитель была разорена и, естественно, лишена владений. Здание в основном использовалось как склад, но изредка в нём держали заключённых.

В 1932 г. храм имел все шансы быть уничтоженным, однако стараниями архитектора Дмитрия Сухова всё обошлось снятием куполов и частично разобранной колокольней. В здании разместилась мастерская Московского драматического театра.

С 1970-го началась затяжная (в виду отсутствия финансов) реставрация храма. Поскольку частично эти работы оплачивались из бюджета театра, его руководство раз за разом переносило сроки ремонта. Это, к сожалению, привело к ещё большим разрушениям обители.

В конце концов, в 1991 г. храм Иоанна Богослова на Бронной был передан Церкви, хотя и в аварийном состоянии. Через год состоялось первое богослужение, но лишь к 1995 году мастерская театра полностью освободила здание.

Все реставрационные работы были произведены на средства прихожан, сторонних организаций и Инкобанка.

Первое упоминание храма относится к 1625 году, храм упоминается в окладных книгах за этот год как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова в Бронницах, за Тверскими воротами.

Каменный храм

В 1652 году на средства прихожан начинается строительство каменного храма, которое заканчивается в 1665 году, в 1694 году к храму пристраивают придел во имя Николая Чудотворца, а к 1842 году возводят колокольню, в этом же году было обновлено и само здание храма.

Ремонт и освящение храма

В 1842 году, по окончании ремонтных работ в здании храма, Великое освящение храма совершил святитель .

Главный престол храма освящен в честь апостола Иоанна Богослова, боковые приделы – святителя Николая Мирликийского и святителя Митрофана Воронежского.

неизвестен , Public Domain

В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876-79 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора».

В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Закрытие храма

В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

Последним настоятелем храма в 1932 году, стал иеромонах Киприан (Нелидов), который прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских (день памяти 16 июня).

В 1932 году с предложением снести здание храма выступила администрация Московский городской камерный театр, однако предложение не было поддержано благодаря заступничеству архитектора Дмитрия Сухова, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля. Однако с храма были сняты купола с барабанами и частично разобрана колокольня.

В здании храма разместили мастерскую Московского драматического театра, в результате деятельности которой было уничтожено все внутреннее убранство храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот через которые вносили крупные декораций, храм практически потерял свой первоначальный облик.

К 1970-м здание храма пришло в упадок в связи с чем началась его реставрация реставрационной мастерской под руководством Александра Охо, а в дальнейшем продолжена его учеником Георгием Игнатьевым. Реставрация шла крайне медленно, внутри здания она частично завершилась только к 1983 году, а главы восстановили только в 1990-му.

Причем сами реставрационные работы зачастую приводили к прямо противоположным результатам, годами не засыпаемый шурф, вырытый для изучения состояния фундамента, спровоцировал трещины на одной из стен, а потом и ее частичное обрушение.

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра.

NVO , CC BY-SA 3.0

В 1991 году храм был передан Русской Православной Церкви в аварийном состоянии.

Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1993 году.

Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан.

Храм во имя Иоанна Богослова - православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола - в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время – самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским. Именно здесь был воздвигнут, тогда еще деревянный, приходской храм в прославление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Произошло это по некоторым сведениям еще во времена царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича (возможно, около 1587).

В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.

Характерная для своего времени посадская церковь первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. В окладных книгах за 1625 год эта церковь упоминается, как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVIIв. место церкви уже обозначалось «за Никитскими воротами в Бронной слободе», а затем – «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы.

Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан. Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (замена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов; пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются, как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен.

Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников – «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.

Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837 году престола Митрофана Воронежского.

Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане и пониженной трехчастной апсиды и трапезной.

Он закончен постройкой в 1694 году, что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). По окончании работ в 1694 году Никольский придел освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан.

Исследования показали, что внутри четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментами прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма – 1620г.


Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма и внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма, выстроена в 1740 х годах на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода притвор церкви, в северной части которого расположен вход на колокольню (лестница идет в стене трапезной).

На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, колокольня эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад.

В 1812 году в церкви крестили А. И. Герцена. В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел – Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма – иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.

Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных.

Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля, выступил против – и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декораций, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки. Храм практически потерял свой первоначальный облик.

Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации.

С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра, 2 года не могли оплатить работы по разработке проектной документации. Из-за проблем с финансированием, изготовленный в 1972 году крест проржавел во дворе мастерской Мособлстройреставраци 13 лет.

В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году из здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен патриархом Алексием.

В 1996 году были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах.

В 1997 году реставрационные работы были продолжены. Этот год отмечен в летописи храма как разрешение многолетних прошений прихода и борьбы за целостность исторического облика храма. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с театром им. Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно- Богословского иконостаса.

Оба иконостаса храма были выполнены мастерской Новосимоновского монастыря в стиле московской школы XV – XVI веков коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 году основные реставрационные работы по храму были закончены.

Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

9 октября 2003 года в день престольного праздника в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при стечении прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 год. В 2008 году в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая.

1 декабря 2011 года на благоустроенной территории храма состоялось захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 годы во время ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории храма, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов театра им. Пушкина. 9 декабря 2011 года на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

В настоящее время при храме действует церковная приходская библиотека, воскресная группа для детей, воскресный лекторий для взрослых, который предлагает слушателям лектория циклы лекций по «Библейской археологии», «Истории РПЦ», «Истории Церковного искусства»; и факультатив по греческому языку. Обучение бесплатное. Детская воскресная группа занимается по двум направлениям: Закон Божий и рисование. Особое место на приходе занимает молодежная работа. Молодежный сектор организует экскурсии, конкурсы, квесты для любителей истории и архитектуры Москвы.

С 2010 года на попечении прихода находятся два социальных объекта: Офтальмологическая клиническая больница в Мамоновском переулке и ГБУ ЦСО «Пресненский», с которыми заключены бессрочные договора о сотрудничестве.

Частично материал взят.

Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе на Тверском бульваре известна с 1625 года и была основана при Романовых. В ней хранилась древняя икона св. евангелиста Иоанна Богослова, подаренная еще царем Михаилом Федоровичем.

Местность названа так по находившемуся здесь в те времена старинному поселению бронников – мастеров-оружейников, изготовлявших оружие и доспехи. Позднее название "бронники" осталось лишь за теми мастерами, которые делали только броню: шлемы, кольчуги, панцири. Слобожане были богатыми, и в 1652 году "тщанием приходских людей" был возведен новый, большой и красивый, каменный храм, доживший до наших дней.

С середины XIX века район Тверского бульвара и особенно знаменитую Козиху (названную так от того, что в старину здесь паслись козы Патриаршей слободы) облюбовали себе московские студенты. Местность между обеими Бронными улицами и Палашевским переулком даже называли "Латинским кварталом" Москвы – здесь обитали бедные студенты. Они считали традиционную для студенчества Козиху "родной", и селиться на ней было для них делом чести. По левой стороне улицы Малой Бронной стояли бывшие дома Гирша с дешевыми квартирами в наем, которые снимали студенты (сохранился дом №13). На Большой Бронной и Козихе находились также два дома домовладельцев Чебышевых – "Чебышевская крепость" или "Чебыши" – со студенческими квартирами, как сейчас бы сказали, по типу общежитий.

В каждой комнате жили по 4 человека, порой имевшие на четверых всего по две пары сапог и платья. В одежде по очереди ходили на лекции в университет: двое сидят на Моховой и записывают лекции, двое в комнате поджидают их и готовят скромный обед, а на следующий день они менялись. Вместо чая, кстати, весьма полезного студентам, нередко пили дешевый цикорий – по воспоминаниям, одной круглой палочки хватало четверым на 10 дней.

А поскольку не всем студентам квартиры были по карману, то "бездомовники" в теплое время года ночевали прямо на Тверском бульваре. Так, что церковь Иоанна Богослова оказалась самым центром студенческой вольной жизни, кипевшей в этом районе Москвы.

Есть в столице Москве
Один шумный квартал –
Он Козихой Большой прозывается.
От зари до зари
Лишь зажгут фонари
Вереницей студенты шатаются,
А Иван Богослов
На них глядя без слов
С колокольни своей улыбается

Эту студенческую песню часто распевали в Москве. Говорят, что это был наш московский вариант песни киевского студенчества, где св. Владимир заменен св. Иоанном Богословом.

До 1884 года у студентов не было формы, и одевались они вольно, по последнему шику студенческой моды свободолюбивых 60-х годов: особо "радикальные" носили длинные волосы, широкополую шляпу, нахлобученную на глаза, плед на плечах и очки, что придавало им серьезность и солидный ученый вид. Новый университетский устав 1884 года уничтожил профессорскую автономию, удвоил плату за обучение и ввел обязательную студенческую форму: мундиры, сюртуки, пальто с гербовыми пуговицами и фуражки с синими околышами. Тогда модно стало носить непременно потертую фуражку и расстегнутый сюртук. Такая форма одежды выражала идею студенчества – вольного, удалого, отчаянного...

Между прочим, в Большом Козихинском переулке в бытность свою студентом жил сам В.О. Ключевский.

9 октября 1892 года (по новому стилю) в праздник Иоанна Богослова в Москве родилась Марина Цветаева, прожившая все детство неподалеку от этого храма в Трехпрудном переулке.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов
День был субботний
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Красную кисть.

Изъятие церковных ценностей из храма в 1922 году наблюдали О.Э. Мандельштам с супругой, которая записала увиденное: "Мы вошли в церковь, и нас никто не остановил. Священник, пожилой, встрепанный, весь дрожал, и по лицу у него катились крупные слезы, когда сдирали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антирелигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекавшейся невиданным зрелищем. Церковь, как известно, надстройка, и она уничтожалась вместе с прежним базисом."

В 1932 году Московский Городской камерный театр (им. Пушкина) ходатайствовал о сносе храма, но архитектор Д.П. Сухов выступил против, и тогда разрушили только церковные купола и сам барабан. Затем внутри разместились театральные мастерские, склад декораций и столярный цех.

В начале 70-х годов началась медленная реставрация храма: была исправлена колокольня и по фотографии из альбома Найденова изготовлен крест. Однако строительные работы велись с перерывами, не хватало то средств, то строителей. Рассказывали, что однажды М.А. Суслов, главный идеолог коммунистической партии, живший рядом с храмом на Большой Бронной улице, прогуливался около дома и обратил внимание на полуразрушенную церковь, которую долго реставрировали и никак не могли закончить работы. Был один его звонок в Министерство культуры – и появились и средства, и материалы, и строители. Только вмешательство Суслова ограничилось всего лишь этим одним звонком, и реставрационные работы вскоре опять "повисли".

Еще в 90-х годах здание церкви пугало своими зияющими через всю стену трещинами. Выяснилось, что в 1985 году у западной стены трапезной открыли шурф для обследования фундамента, и попавшая под основание вода привела к появлению этих глубоких трещин. Тогда казалось, что состояние храма безнадежное, хотя с 1992 года в нем возобновилось богослужение.

Храм Иоанна Богослова, "что под Вязом, у Китайской стены"

Еще один знаменитый московский храм Иоанна Богослова, "что под Вязом, у Китайской стены", находится на Новой площади близ Лубянки, прямо напротив Политехнического музея. Луковичной главки и креста на нем не сохранилось, а на фронтоне надпись "1825 год" – время его закладки. Название "под Вязом" произошло от огромного вяза, когда-то росшего перед алтарем еще во времена Екатерины Великой. Рядом с храмом проходила до 1934 года стена Китай-города, и это тоже запечатлелось в названии.

Церковь здесь появилась еще в 1493 году, сначала деревянная, потом каменная, неоднократно перестраивавшаяся. Нынешняя была освящена в 1837 году.

С 1934 года и по наше время в здании бывшей церкви разместился Музей истории и реконструкции Москвы. Ранее он находился в Сухаревой башне и был оттуда переведен, когда башню снесли. Были различные проекты перевода музея (к тому же из довольно тесного для него сооружения) в другие, более подходящие помещения, например, в здание Ново-Екатерининской больницы на Страстном бульваре (с переносом больницы), но пока все они не решены.

Храм во имя Иоанна Богослова — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русский Православной церкви и расположенный по адресу: Богословский переулок, 4. Имеет два престола — в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и в честь Святителя Николая Чудотворца.

В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время - самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Бронная, Палашевский, Гранатный и др. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским. Именно здесь был воздвигнут, тогда еще деревянный, приходской храм в прославление св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Произошло это по некоторым сведениям еще во времена царствования благочестивого царя Феодора Иоанновича (возможно, около 1587).

В 1615 году вступивший на царство Михаил Федорович передает в дар храму икону византийского письма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова с дарственной надписью, «От царя Михаила Федоровича», которая стала одной из главных его святынь.


«Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г. (Музей города Таллинна).»

Характерная для своего времени посадская церковь первоначально состояла из храма с апсидой, трапезной и колокольни. В окладных книгах за 1625 год эта церковь упоминается, как деревянная однопрестольная церковь Иоанна Богослова - «в Бронниках, за Тверские вороты». Во второй половине XVIIв. место церкви уже обозначалось «за Никитскими воротами в Бронной слободе», а затем - «на Бронной», когда имелась в виду главная улица слободы.

Началом нового этапа в жизни храма стало строительство каменного здания церкви, когда на пожертвования прихожан «тщанием приходских людей» в 1652 году начались строительные работы, которые завершились освящением храма в 1665 году. Через несколько лет после постройки каменного храма в 1668 году при храме Иоанна Богослова по инициативе прихожан при непосредственном участии Симеона Полоцкого была открыта первая в Москве частная православная школа. Финансирование школы осуществлялось из средств прихожан. Знаменательным событием в жизни прихода и города после 1678 года стало строительство при храме одной из первых в Москве богаделен, в которой содержались «для поминовения царских родителей сто человек нищих».

Двусветный, вытянутый с севера на юг четверик церкви венчало пятиглавие, поставленное на ряды кокошников. С востока к нему примыкал трехчастный пониженный алтарь (не сохранился), с запада были одновременно пристроены одноэтажная трапезная и шатровая колокольня, завершившая композицию (замена существующей). Во внешнем облике здания сквозь узорочье архитектурно-декоративного оформления, прежде дополнявшегося еще и раскраской (фрагментарно уцелела во фризовой части антаблемента), видно стремление подражать формам древних пятиглавых храмов; пропорции четверика монументальны, крупные килевидные кокошники в его завершении читаются, как закомары, несмотря на глубокую профилировку и мощный крепованный антаблемент, отделяющий их от стен.

Этому же способствовало пятиглавие с укрупненным центральным световым барабаном и шлемовидной формой глав, а также большие (на все среднее членение фасадов) перспективные порталы с килевидным верхом (восстановлены недавней реставрацией). Четверик перекрыт сомкнутым сводом, несущим световую центральную главу; в нижней части основной свод дополнен цилиндрическими сводиками по числу соответствующих им кокошников - «закомар»; по углам четверика на эти сводики опираются глухие главы. Сверху четверик украшен поясом кокошников, элементы которых использованы также в украшении барабанов и обрамлении окон.

Внутри храм соединен со сводчатой трапезной тремя широкими арочными проемами; северную стену трапезной прорезает еще более широкий, возможно, растесанный проход в никольский придел. Изменения в трапезной могли быть вызваны не только строительством этого придела, но и размещением здесь в 1837 году престола Митрофана Воронежского.

Никольский придел, воспринимаемый снаружи и внутри в значительной мере самостоятельно, состоит из двусветного четверика, вытянутого по поперечной оси, увенчанного одной главой на двухъярусном восьмигранном барабане и пониженной трехчастной апсиды и трапезной.

Он закончен постройкой в 1694 году, что соответствует существующей обработке фасадов в стиле «московского барокко» (особенно характерны большие окна с разорванными фронтонами наличников). По окончании работ в 1694 году Никольский придел освятил патриарх Московский и всея Руси Адриан.

Исследования показали, что внутри четверика скрыт более ранний объем. На северном фасаде раскрыта уцелевшая часть кладки древнейшего ядра с фрагментами прежде существовавшего здесь портала (там, где теперь западное окно нижнего яруса). Предположительно (по особенностям декора) с этим древнейшим зданием связывают наиболее раннюю из известных в литературе датировок храма - 1620г.


Трехъярусная, грузных пропорций барочная колокольня, расположенная на оси главного храма и внесшая в архитектуру и декор храма элементы классицизма, выстроена в 1740 х годах на месте колокольни XVII в. Нижний, раскрытый арками ярус вместе с образованными достройкой «палатками» составил своего рода притвор церкви, в северной части которого расположен вход на колокольню (лестница идет в стене трапезной).


На колокольне находилось 7 колоколов, один из которых был отлит известным мастером Иваном Маториным в 1692 году. Первоначально, в условиях окружавшей церковь малоэтажной застройки, колокольня эффектно воспринималась с Большой Бронной улицы, проходившей вдоль стен Белого города, и с параллельного Большого Палашевского переулка. В настоящее время церковь со всех сторон окружена поздними многоэтажными домами, практически полностью застроен и Богословский переулок, на красную линию которого вынесен её западный фасад.


Верхние ярусы колокольни.

В 1812 году в церкви крестили А. И. Герцена. В 1837-38 годах в объеме Иоанна Богословской церкви был устроен второй придел - Митрофания Воронежского. В эти годы были произведены также ремонтные работы, по окончании которых в 1842 году освящение всего храма совершил свт. Филарет Московский. В 1870 году новый придел был упразднен, а престол Митрофана Воронежского был перенесен епископом Можайским Преосвященным Игнатием (Рождественским) викарием Московской епархии с середины храма в правую апсиду Иоанно-Богословского алтаря.

В 1876-1879 годах в храме были поставлен новый иконостас, выполненный в стиле барокко, стены храма были расписаны масляными красками, устроено духовое отопление и переложены полы, а также сделаны подоконники из «подольского мрамора». В конце XIX века вокруг храма была построена новая металлическая ограда, вход в храм украсился чугунным зонтом на литых столбиках.

К 1917 году храм располагал обширным земельным владением с двором и садом. На церковной земле располагались четыре дома, в одном из которых, каменном четырехэтажном доходном доме, часть квартир занимали священнослужители и работники храма, а часть из них сдавалась в наем. За алтарями храма находилось приходское кладбище.

Внутреннее убранство храма отличалось целостностью и гармоничностью. Кроме главной святыни храма - иконы Иоанна Богослова, подаренной царем Михаилом Федоровичем Романовым, в храме находилась чудотворная Икона Божией Матери «Умиление». В главном иконостасе храма в местном ряду обращала на себя внимание Икона Божией Матери Смоленская письма середины XVII века. Позже в 1836 году на нее был одет хороший оклад, а также икона Иоанна Богослова работы царских иконописцев в окладе 1810-х годов.

Перемены, постигшие всю Россию после октябрьского переворота, не миновали и церковь св. ап. Иоанна Богослова. Храм лишился всех своих владений. В 1922 году, во время кампании по изъятию церковных ценностей, храм подвергся кощунственному разграблению.

Храм был закрыт в середине 20 годов XX века, здание превращено в склад, изредка ее помещение использовалось для содержания заключенных.

Еще в 1914 году здание по соседству с храмом занял Камерный театр (позже переименованный в театр имени Пушкина). В 1932 Московский городской камерный театр внес предложение снести храм, однако архитектор Д.П. Сухов, занимавшийся в то время реставрацией памятников Московского кремля, выступил против - и разрушили только купола и барабан. В ноябре 1933 года по требованию театра община храма была упразднена, а здание церкви было передано под «нужды» театра. За время «аренды» был уничтожен главный алтарь храма, снесены главы, разобраны барабаны основного храма, в стене сделан огромный пролом для установки ворот, через которые вносили крупные декораций, уничтожена роспись, снесена ограда, пристроен гараж к алтарю придела. Долгое время в храме было общежитие, а затем он был приспособлен под столярную и слесарную мастерские театра, в связи с чем в нем были установлены станки. Храм практически потерял свой первоначальный облик.

Попытки исследования и реставрация памятника архитектуры начались с 1956 года и продолжались до 1998 года. Череда известных архитекторов, сменяя друг друга в течение 34 лет, работали над проектом реставрации по восстановлению храма. Сначала Александр Вячеславович Ох, подготовивший материалы к проекту реставрации, далее дело продолжил его ученик Георгий Константинович Игнатьев, а в последующие годы после его смерти завершала работу архитектор мастерской 13 04Моспроекта-2 Лидия Алексеевна Шитова, которая подвела итоги столь длительному периоду реставрации.


Южный фасад. Проект реставрации Авторы Г.К. Игнатьев и Л.А.Шитова

С 1973 года начались реставрационные работы на колокольне, которые были быстро завершены. Далее наступил перерыв, но даже до 90-х годов никаких существенных изменений, кроме некоторых противоаварийных работ, произведено не было. Кроме этого, сами реставрационные работы часто приводили к разрушительным последствиям. Например, открытый в течение многих лет шурф, вырытый для исследования состояния фундамента, наполнялся водой, что приводило к значительным деформациям и трещинам в стенах и сводах.

Затягиванию работ активно способствовало руководство театра, периодически обращаясь с просьбами о их переносе, поскольку проводились частично за счет средств театра, 2 года не могли оплатить работы по разработке проектной документации. Из-за проблем с финансированием, изготовленный в 1972 году крест проржавел во дворе мастерской Мособлстройреставраци 13 лет.

В 1991 году после 36 лет безуспешных реставрационных работ храм был возвращен Русской Православной Церкви. На момент юридической передачи храма памятник архитектуры находился в остро-аварийном состоянии. Первое богослужение в Никольском пределе проведено в 1992 году, к 1995 году из здание полностью освобождено мастерской театра. Реставрация храма шло на средства Инкобанка и пожертвования организаций и прихожан. 21 мая 1991 года храм был освещен патриархом Алексием.

В 1996 году были проведены основные работы по укреплению стен и сводов, восстановлению металлических связей-тяжей. Были укреплены стены и своды храма, воссозданы барабаны основного четверика, возведены главы с позолоченными крестами, восстановлены входные двери и окна, произведены штукатурные и малярные работы на фасадах.

В 1997 году реставрационные работы были продолжены. Этот год отмечен в летописи храма как разрешение многолетних прошений прихода и борьбы за целостность исторического облика храма. Важнейшим событием для храма стало окончание 5-летней тяжбы с театром им. Пушкина за воссоздание трехапсидного алтаря св. Иоанна Богослова по историческим фундаментам и оформление интерьеров храма, которое было увенчано установлением великолепного Иоанно- Богословского иконостаса.

Оба иконостаса храма были выполнены мастерской Новосимоновского монастыря в стиле московской школы XV - XVI веков коллективом иконописцев, среди которых А. Лавданский, А. Соколов, А. Этенейер, А. Вронский и другие, а также бригадой резчиков во главе с А. Фехнером. За прекрасное исполнение иконостасов эти творческие коллективы были удостоены двух наград: почетной грамоты от Святейшего Патриарха Московского и вcея Руси Алексия II и первого места в ежегодном конкурсе, проводимом Правительством Москвы на лучшую реставрацию, реконструкцию памятников архитектуры и других объектов историко-градостроительной среды Москвы. В 1998 году основные реставрационные работы по храму были закончены.

Начались работы по благоустройству территории храма, возведению новой кованой ограды на белокаменном цоколе.

9 октября 2003 года в день престольного праздника в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова при стечении прихожан настоятель храма протоиерей Андрей Хохлов совершил первый за 70 лет крестный ход вокруг храма.

Следующей значительной вехой в истории храма можно назвать 2008 год. В 2008 году в храме были проведены ремонтно-реставрационные работы на колокольне храма и западном фасаде трапезной св. Николая.

1 декабря 2011 года на благоустроенной территории храма состоялось захоронение останков усопших, найденных на территории храма с 1996 по 2011 годы во время ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории храма, и которые ранее покоились на церковном кладбище, уничтоженном в советское время при строительстве корпусов театра им. Пушкина. 9 декабря 2011 года на месте захоронения установлена Голгофа с памятной надписью «Вечная память почившим окрест храма сего погребенным».

В настоящее время при храме действует церковная приходская библиотека, воскресная группа для детей, воскресный лекторий для взрослых, который предлагает слушателям лектория циклы лекций по «Библейской археологии», «Истории РПЦ», «Истории Церковного искусства»; и факультатив по греческому языку. Обучение бесплатное. Детская воскресная группа занимается по двум направлениям: Закон Божий и рисование. Особое место на приходе занимает молодежная работа. Молодежный сектор организует экскурсии, конкурсы, квесты для любителей истории и архитектуры Москвы.
С 2010 года на попечении прихода находятся два социальных объекта: Офтальмологическая клиническая больница в Мамоновском переулке и ГБУ ЦСО «Пресненский», с которыми заключены бессрочные договора о сотрудничестве.


Круглова Светлана "Церковь Иоанна Богослова на Бронной"

Последние материалы раздела:

Церковь иоанна богослова на бронной Ремонт и освящение храма
Церковь иоанна богослова на бронной Ремонт и освящение храма

Иоанна Богослова на Бронной В конце XVI ст. (по мнению большинства источников) на Богословском переулке, что проходил через центр слободы царских...

Если тебе плюют в спину, значит ты впереди!
Если тебе плюют в спину, значит ты впереди!

На психотерапевтическом приеме: Василий, 45 лет: - Ощущение, что все, что у меня могло быть в жизни, уже произошло… но так чего-то не хватает, что...

Греховное желание Аглаиды
Греховное желание Аглаиды

В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга.Православные...