Мир в начале 20 века великобритания. Великобритания конце XIX-начале XX в

Особенности социально-экономического развития.

Правление консерваторов (Мэйджор) и лейбористов (Блэр) закрепило успехи, достигнутые в период неоконсервативной революции Тэтчер. Вплоть до начала современной рецессии (конец 2008 года) экономика Великобритании развивалась достаточно стабильно.

Завершена структурная перестройка экономики – переход к постиндустриальному обществу (75% ВВП в секторе услуг).

Проблемы:

Государственного регулирования социально-экономического развития;

Преодоление последствий мирового финансового и экономического кризиса;

Безработица;

Государственный долг;

Дефицит государственного бюджета;

Экология;

Миграция.

Особенности политического развития.

1990-1997 – Мэйджор (консерватор)

В первый год правления Мейджора мировая экономика переживала спад, первые признаки которого были заметны ещё во время правления Маргарет Тэтчер. Экономика Великобритании из-за этого также оказалась не в лучшем положении. Ожидалось поэтому, что навсеобщих выборах1992 годаконсервативная партия, возглавляемая Мейджором, скорее всего проиграет лейбористской, во главе которой стоялНейл Киннок. Однако Мейджор не согласился с этим и стал проводить кампанию в «уличном» стиле, выступая перед избирателями в духе своих прежних речей в округе Ламберт. Яркие выступления Мейджора контрастировали с более гладкой кампанией Киннока и привлекли симпатии избирателей.

Его политический курс представлял собой смягченный вариант тэтчеризма. К середине 1990-х активизирована региональная политика (в данном случае, стимулирование экономического развития наиболее отсталых районов Шотландии, Северной Ирландии, Уэльса). Политической стабилизации в Великобритании способствовало улучшение экономического положения. В таких условиях внеочередные парламентские выборы уверенно выиграла правящая партия. Успех неоконсервативных реформ, осуществленных правительствами Тэтчер и Мэйджора, не предвещал радикальных перестановок на политической арене. Однако парламентские выборы 1997 года принесли

неожиданную победу лейбористам.

Всего через 5 месяцев после начала второго срока премьерства Мейджора разразился финансовый кризис, вошедший в историю как «Чёрная среда». Кризис был спровоцирован валютными спекулянтами. Правительство Великобритании вынуждено было пойти на девальвацию фунта и выйти из европейской валютной системы.

1997-2008 – Блэр (лейборист)

Неожиданный результат выборов во многом объясняется усталостью избирателей от многолетнего правления тори, + лейбористы предложили принципиально новый «политический продукт». Задачей «нового лейборизма» было «создание справедливого общества , основанного на динамизме и конкуренции, обеспечивающего равенство возможностей и гарантии против бедности». На вооружение были взяты все эффективные экономические идеи из арсенала неоконсерваторов . Сбалансированная экономическая политика позволила лейбористам осуществить ряд важных социальных реформ. Были проведены правовые реформы (реформа Палаты Лордов, реформа института пожизненного пэрства, реформами была затронута судебная система и т.д). Не все реформы увенчались успехом. Вопрос о реформе избирательной системы остался открытым.

2008-2010 – Браун (лейборист)

И оппозиция, и соратники по Лейбористской партии критикуют Брауна за непоследовательность в принятии решений и отсутствие определенной линии в принятии решений касающихся выхода из кризиса.

Действия Брауна направлены были на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

За несколько дней до завершения избирательной кампании, Браун был вовлечён в скандал в связи с попавшей в прессу записью его слов, сказанных в раздражении приватно в своём автомобиле о пожилой женщине, с которой он перед тем беседовал в присутствии прессы. его попытки посредством извинений заручиться поддержкой обиженной им избирательницы, ранее голосовавшей за лейбористов, оказались безуспешными

2010 – победу одерживает Камерон (консерватор)

Правление лейбористов за более чем десятилетнюю историю себя исчерпало, возникла потребность в переменах. После 13-летнего господства лейбористов в британской политике к власти вернулись консерваторы. Но большинства в парламенте сформировать не удалось. "Подвешенным" парламент оказывается в случае, если ни одна партия в ходе выборов не набрала подавляющего большинства, то есть не получила более половины всех мандатов палаты общин, нижней палаты британского парламента. В таком случае правительство (обычно оно формируется партией, получившей подавляющее большинство) не будет иметь достаточной опоры для проведения в жизнь законопроектов без поддержки со стороны членов других партий. В итоге было сформировано коалиционное правительство союзом консерваторов и либерал-демократов (Клегг), которое возглавит Камерон (консерватор).

Левин Г. Р.

:::

Англия в 20-м веке

:::

Англия является парламентарной монархией, и королевская власть осуществляется только через парламент и кабинет министров, но для английского монополистического капитала монархия важна, так как по существу она скрывает его неограниченное господство в политической системе страны.

В Англии широко распространена легенда о том, что монархия „безвредна” и „беспристрастна», что сам по себе принцип „король царствует, но не управляет» означает, что королевская власть - это, скорее, символ гражданского мира среди всех подданных. Этой точки зрения придерживаются и лейбористы, которые считают, что король (или королева) ограничены в своих правах и поэтому ничего не могут делать самостоятельно.

Как правильно сказано в приводимом на английском языке отрывке (с. 7-8), королева (или король) в соответствии с результатами парламентских выборов назначает премьер-министра. Некоторые историки считают это чисто формальным актом (ведь премьер-министром становится лидер победившей партии). Однако корона имеет право выбирать иногда между разными кандидатурами. Об этом свидетельствуют многие примеры. Возьмем пример из недавнего прошлого: в 1957 году королева Елизавета II, имея возможность выбирать между двумя лидерами консерваторов, выбрала Макмиллана и отвергла Батлера. Кроме того, надо учитывать, что королева информируется о всех решениях кабинета министров и может делать представления премьер-министру.

В королевские прерогативы входит также роспуск парламента (правда, по представлению премьер-министра), созыв нового парламента. Монарх формально является главнокомандующим вооруженными силами. От его имени происходит награждение орденами, пожалование титулов и т. д. Формально корона обладает правом вето по отношению к законопроектам парламента, однако с 1707 года ни один король ни разу не отказался санкционировать законопроект, одобренный парламентом.

Королева Елизавета II получает огромные суммы из государственного бюджета по так называемому цивильному листу (в начале 60-х годов - 475 тыс. ф. ст., в 1977 - около 1,7 миллиона ф. ст.). Муж королевы, герцог Эдинбургский также имеет цивильный лист. Большие суммы ежегодно выплачиваются из государственной казны старшему сыну королевы принцу Чарльзу. Цивильные листы имеют и другие близкие родственники королевы. Королевская семья, кроме того, получает большие доходы от владений, расположенных в различных частях страны, как например доходы с герцогства Ланкастерского - наследственного королевского домена.

Буржуазные юристы-государствоведы всегда поддерживали миф о политической нейтральности английской монархии. В действительности же монархия является важным орудием правящего класса в его стремлении сохранить незыблемость капиталистической системы. Она и в наше время весьма близка к консервативной партии, к слоям старой английской аристократии. Почти все ближайшие советники короны - это лица аристократического происхождения, подавляющее большинство из них учились в Итоне, многие были военными и служили в гвардейских полках. Таким образом речь идет о довольно замкнутой придворной касте, которая всегда была и, пока существует, будет тормозом для всякого социального преобразования.

В данной книге помещен ряд отрывков из разных источников о роли английского парламента в политической жизни страны, о порядке голосования, о роли спикера и т. д. В одном из отрывков (см. с. 10) подчеркивается весьма существенный момент: в Англии, в отличие от большинства других капиталистических стран, нет конституции, составленной в форме единого основного закона страны. Под английской конституцией имеется в виду комплекс различных обычаев, прецедентов, традиций и законов, изданных на протяжении веков. К числу таких актов относятся: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Акт о праве личности (Habeas Corpus Act) 1679 г., Билль о правах 1689 г. К числу этих конституционных актов относятся акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Вестминстерский статус 1931 г. (о правах доминионов) и другие. Таким образом, о наличии в Англии конституции можно говорить лишь условно.

Все эти акты не отменены и формально продолжают сохранять свою юридическую силу. Английская буржуазия стремится этими старыми актами маскировать свое реальное господство во всех сферах общественной жизни.

Составными частями английской конституции являются конституционные обычаи и консультативные нормы (мнения авторитетных буржуазных юристов), имеющие почти такую же силу, как и конституционные обычаи.

Английские правоведы пытаются объяснить отсутствие фиксированной конституции тем, что в Англии якобы уже полностью осуществлены принципы парламентского верховенства и гражданского права. На самом деле отсутствие конституции дает буржуазии возможность толковать права и обязанности граждан так, как она считает это целесообразным и выгодным в данный момент, наполняя старую форму, старые обычаи и т. п. новым классовым содержанием.

Кроме монарха к центральным органам власти Великобритании следует отнести парламент и кабинет министров. Парламент - старейшее представительное учреждение Англии, возникшее в XIII веке. Официальное время его возникновения - 1265 г. Парламент и в прошлом никогда не был демократическим органом. Сначала он был органом сословного представительства, а затем с XVII в., со времени революции 1640-1660 гг., стал орудием буржуазии. С конца XVII и до начала XIX века происходило постепенное ослабление монархии и переход власти от короны к парламенту. В этот период оформляется не только английский буржуазный парламентаризм, но и система двух партий.

В течение XIX и XX вв. трудящиеся Англии добились известной демократизации избирательного права, расширения круга избирателей. Под напором народных масс были проведены парламентские реформы 1832, 1867, 1884 и 1918 годов, однако они оказались недостаточными и не могли обеспечить избрание в парламент подлинных представителей народа.

Фактически сохранился ценз оседлости. Списки составляются один раз в год. Для того чтобы быть включенным в эти списки, каждый англичанин, имеющий право голоса, должен в установленный срок подать анкету чиновнику, ведающему составлением списков избирателей. Если это не будет сделано в срок, избиратель фактически лишается возможности участвовать во всех выборах, которые произойдут в течение этого года. Лицо, переехавшее на другое местожительство после составления списков, может принять участие в голосовании только по месту регистрации, что, конечно, существенно затрудняет большому числу рабочего населения возможность воспользоваться своим правом.

Существенной особенностью английской избирательной системы является фактическое неравенство избирательных округов. В каждом избирательном округе избирается по одному депутату. Однако число избирателей в округах неодинаково. Как правило, в округах, населенных рабочими, число избирателей вдвое превышает число избирателей в округах с имущим населением.

Избирательный закон формально предусматривает тайное голосование, однако в действительности оно не проводится в жизнь. На бюллетене, вручаемом избирателю, проставлен номер. Такой же, номер проставлен на корешке бюллетеня, где указывается фамилия избирателя, получившего бюллетень. Это позволяет установить, за кого голосовал тот или иной избиратель, и это же позволяет оказать давление на избирателей.

При анализе английской избирательной, системы весьма важно учесть и такой момент, как установление для кандидата в члены палаты общин денежного залога в 150 фунтов стерлингов. Залог возвращается только в том случае, если число голосов, полученных кандидатом, превышает 12-12,5% общего числа поданных в данном округе голосов. Эта мера направлена, конечно, против представителей самой последовательной партии в борьбе за интересы рабочего класса - Коммунистической партии Великобритании (the British Communist Party), так как кандидаты буржуазных партий пользуются поддержкой и финансируются крупными капиталистами, а кандидаты лейбористской партии (the Labour Party) пользуются известными фондами входящих в эту партию тред-юнионов. КПВ, ведущая свои избирательные кампании на деньги, собранные в ее фонд трудящимися, естественно, ограничена в своих возможностях.

Говоря об английском парламенте, следует также подчеркнуть и то, что выборы происходят на основе антидемократической мажоритарной системы относительного большинства, согласно которой избранным считается кандидат, собравший больше голосов избирателей, чем любой из его конкурентов. В результате количество мандатов, полученных отдельными партиями, не соответствует количеству поданных за них голосов. Таким образом, в палату общин (the House of Commons) может пройти кандидат, за которого голосовало меньшинство избирателей данного округа. В тех избирательных округах, где выдвинут только один кандидат, он считается избранным без голосования. Это создает для крупных политических партий возможность сговора об одной кандидатуре, чтобы провести ее в парламент без голосования.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что буржуазное парламентское большинство отнюдь не представляет подлинного большинства избирателей. Однако эта система выгодна таким крупным политическим партиям, как консерваторы и лейбористы, фактически монополизировавшим дело выборов, и поэтому они ее всеми силами стремятся сохранить. Для этой избирательной системы характерно то, что депутаты фактически не ответственны перед своими избирателями, которые не имеют права отзыва депутатов.

Палата общин избирается сроком на пять лет, но она может своим постановлением продлить свои полномочия на любой срок. Досрочный роспуск нижней палаты производится указом монарха по предложению правительства.

В палате общин председательствует спикер (см. с. 11-12), который выбирается партией, имеющей в ней большинство. Спикер сам не участвует в голосованиях и формально является независимым от своей партии, но это только видимость. Спикер наделен большими правами. Он имеет право приостанавливать выступление оратора, может отклонить запросы правительству, прекратить обсуждение того или иного вопроса, если это, по его мнению, наносит вред престижу монарха или правительства.

Палата общин считается правомочной, если в ней в данный момент заседает 40 депутатов. Сессии палаты общин длятся в течение большей части года с перерывом осенью и зимой на каникулы.

Продолжительность сессий парламента может создать впечатление, что в нем осуществляется полная свобода обсуждения депутатами политики правительства. В действительности же рядовые члены парламента („задне- скамеечники“) вынуждены полностью подчиниться партийной дисциплине и указаниям главных партийных организаторов (или, как англичане их называют, „главного кнута14 the Chief Whip и „заместителя главного кнута the Assistant Whip), назначаемых лидером партии. Члены парламента вынуждены голосовать по различным законопроектам согласно указаниям партийных организаторов, чтобы не подвергнуться партийным репрессиям.

Такой порядок обеспечивает принятие законов, которые нужны английской буржуазии. Право законодательной инициативы в палате общин формально принадлежит депутатам парламента. Но фактически это право осуществляет правительство.

Внесенные в парламент законопроекты проходят три чтения. Первое чтение состоит лишь в оглашении названия билля, после чего нижняя палата решает вопрос о принятии его к рассмотрению. Второе чтение сводится к обсуждению основных статей законопроекта (билля). Третье чтение следует за изучением билля в одном из постоянных комитетов и сопровождается только редакционными поправками, после чего следует голосование.

Депутаты голосуют по указанию своих партий таким образом: голосующие „за“ выходят из зала заседаний в правую дверь, а „против” - в левую. Однако в силу действия „партийных машин“ результаты голосования почти всегда предрешены.

Теоретически правительство ответственно перед палатой общин, а палата вправе требовать ухода правительства в отставку путем выражения ему большинством палаты вотума недоверия. Но практически принятие палатой такого решения почти исключается, так как правительство опирается на парламентское большинство, все депутаты которого не заинтересованы в возможности потерять на новых выборах свое место и свое жалованье.

Известной формой контроля палаты общин над правительством являются запросы депутатов, но здесь надо еще раз напомнить, что спикер может отвести нежелательные правительству запросы депутатов (в парламентском регламенте предусмотрено около тридцати видов „недопустимых вопросов”).

Роль палаты общин уменьшилась по сравнению с прежними десятилетиями. В отличие от палаты общин палата лордов (the House of Lords) не избирается, за исключением 21 пэра Шотландии и Ирландии. Членство в палате лордов строится в основном на наследственном принципе, причем английская буржуазия всячески оберегает этот принцип.

Этим в значительной мере обеспечивается реакционный политический характер верхней палаты, выполняющей тормозящую роль по отношепию к избираемой нижней палате.

Палата лордов состоит из принцев королевской крови и наследственных пэров (это звание объединяет лиц, имеющих титулы герцога, маркиза, графа, виконта, барона), составляющих огромное большинство палаты лордов.

Там заседают 2 архиепископа и 24 епископа английской церкви, которые занимают свои места в палате лордов до тех пор, пока они занимают свои епископские должности. Ныне потомки старинной земельной аристократии составляют в палате меньшинство. Однако „это внушительное меньшинство, поскольку представители 300 семей заседают в палате лордов свыше 100 лет, а 200 семей - свыше 150 лет“, подчеркивают Д. Харвей и К. Худ в своей книге „Британское го- сударство“ (М., 1961 г.).

По своей классовой принадлежности члены палаты лордов - это прежде всего представители финансового капитала, крупные капиталисты и лендлорды. „Собственность составляет основу верхней палаты", - заметил один английский автор. Более трети от общего числа лордов составляют директора компаний, банкиры, стальные магнаты, владельцы газет. Это так называемые пожизненные лорды (life peers), получившие это звание от премьер-министров - „за услуги, оказанные отечеству". Не удивительно, что палата лордов представлена главным образом деятелями консервативной партии.

Совершенно очевидно, что палата лордов всегда использует свои полномочия для того, чтобы тормозить принятие всех сколько-нибудь прогрессивных законопроектов.

В палате лордов имеется и небольшое количество лейбористских лордов, которые являются преимущественно представителями крайне правого крыла своей партии.

Прогрессивные силы Великобритании, и в первую очередь Компартия, в своей программе „Путь Британии к социализму" требуют отмены власти лордов и ликвидации палаты лордов (см. с. 16).

В приводимом на с. 8 отрывке речь идет о правительстве страны - кабинете министров (the Cabinet). Кабинет министров состоит из главных министров правительства (премьер-министр (Prime Minister), министр финансов, министры внутренних дел и иностранных дел, министр обороны и другие). Кроме членов кабинета имеются просто министры, которые входят в состав правительства, но не кабинета - более узкого круга членов правительства. Кабинет играет ведущую роль в государственной и политической жизни страны. Именно кабинету министров, а не парламенту принадлежит реальная власть. Юридически парламент имеет право контроля над деятельностью кабинета, но фактически кабипет министров является хозяином в парламенте. Достаточно сказать, что даже порядок дня парламента согласовывается с премьер-министром, возглавляющим кабинет. Так как последний составляется из виднейших представителей правящей партии, то она и осуществляет контроль над парламентом. В. И. Ленин писал: „Посмотрите на любую парламентскую страну, от Америки до Швейцарии, от Франции до Англии, Норвегии и проч.: настоящую „государственную” работу делают за кулисами и выполняют департаменты, канцелярии, штабы. В парламентах только болтают со специальной целью надувать „простонародье".

Правящая партия стремится иметь стабильное абсолютное большинство в парламенте. В противном случае по предложению премьер-министра могут быть назначены досрочные выборы, как это было, например, после февральских выборов 1974 г., когда по предложению лейбористского кабинета, опиравшегося лишь на относительное большинство в палате общин, парламент был распущен и в октябре 1974 г. состоялись новые внеочередные выборы, давшие большинство лейбористам (Лейбористы тогда получили 319 мандатов, но в настоящее время лейбористское большинство „растаяло" и сейчас сводится к 317 мандатам. Правительство теперь зависит от голосов мелких партий, оно вынуждено идти на соглашения с либералами и так называемыми „независимыми депутатами" (Independents), не принадлежащими ни к одной из крупных политических партий.).

Характерной чертой английского политического строя является двухпартийная система (см. с. 22). Развитие системы двух партий было результатом того союза, который заключили между собой промышленная буржуазия и землевладельческая аристократия. Он, этот союз, оформился впервые во время Славной революции 1688 года. В XVIII в. две большие партии - тори и виги - целиком овладели политической жизнью страны, причем тори представляли интересы землевладельческой аристократии и самой верхушки буржуазии, а виги - главным образом интересы торговой, колониальной и частично промышленной буржуазии. С 1714 и до 1760 года у власти находились виги. В конце XVIII и в начале XIX в. господство перешло к тори.

Парламентская реформа 1832 г., проведенная вигами под давлением народных масс, но не в их пользу, привела к значительным переменам. Постепенно меняется классовое лицо этих партий. Они заполняются представителями промышленной буржуазии. Появляются и новые названия: консерваторы (тори) и либералы (виги). Резкого разграничения между обеими партиями не существовало, так как исчезли сколько-нибудь серьезные и непримиримые противоречия между землевладельческой аристократией и промышленной буржуазией. Но система двух основных партий утвердилась и получила свое дальнейшее развитие и совершенствование в XIX в. Сущность двухпартийной системы заключается в том," что две основные партии, согласные фактически между собой в принципиальных вопросах государственного управления, попеременно чередуются у власти. Произошло распределение ролей между партиями, из которых одна образует „правительство ее (или его) величества», а другая - „оппозицию ее (или его) величества". Этим подчеркивается, что оппозиция не выступает против существующего строя. Ф. Энгельс уподоблял эту систему „игре в качели”, он видел ее смысл в том, что она позволяла улавливать недовольство народных масс и направлять его в безопасное для господствующих классов русло. Двухпартийная система всегда служила целям обмана трудящихся масс и увековечения господства буржуазии. „Эта так называемая „система 2-х партий”, царившая в Америке и в Англии, - писал В. И. Ленин, - была одним из самых могучих средств помешать возникновению самостоятельной рабочей, т. е. действительно социалистической партии.

Со времени парламентской реформы 1867 г. вплоть до 1918 г. в английской политической жизни господствовали консерваторы и либералы, а затем, с 1923 г., - консерваторы и лейбористы, занявшие место переживавшей кризис либеральной партии. Консервативная партия и поныне остается главной партией крупного капитала Англии, она является главным политическим орудием монополий. Именно они финансируют консервативную партию. По крайней мере 14 крупных монополий являются ее главными „донорами”. Эта партия ревностно защищает интересы английской буржуазии, о которой В. И. Ленин говорил, что она „по искусству обманывать, развращать и подкупать рабочих не имеет себе равной на свете.

Консервативная партия (the Conservative Party) в настоящее время насчитывает примерно 3 млн. членов, она сумела путем обещания уступок увлечь за собой известную часть трудящихся, которые на выборах голосуют за ее кандидатов. „Стремясь укрепить свои социальные тылы, - говорил Л. И. Брежнев на Московском совещании коммунистических и рабочих партий 1969 г., -капиталисты наряду с методами подавления идут на частичное удовлетворение требований трудящихся, - этот, по определению Ленина, способ „уступок неважного, сохранения важного (т. 31, с. 158), сеют иллюзии, будто рабочий класс может добиться осуществления своих чаяний на путях соглашения с предпринимателями, без революционного преобразования общества, в рамках капиталистического строя. Во многих капиталистических странах немало людей попадает в плен этих иллюзий. Ведь это факт, например, что в ходе выборов значительная часть рабочих отдает свои голоса кандидатам-капиталистам и их ставленникам.

Большое политическое влияние, которым пользуется консервативная партия, объясняется и тем, что лейбористская партия не противопоставляет ей подлинной демократической альтернативы, не отстаивает коренные интересы рабочего класса и фактически превратилась в партнера консерваторов по буржуазной двухпартийной системе.

Некоторые английские социологи в последнее время утверждают, будто лейбористская партия по своему составу превратилась из рабочей партии в партию среднего класса. Это, конечно, неверно. По своему социальному составу лейбористская партия остается главным образом рабочей. Нельзя забывать, что ее основу составляют коллективные члены входящих в нее тред-юнионов (из 6 млн. 340 тыс. членов только 680 тыс. являются индивидуальными членами). Кроме того, лейбористы черпают основную часть своих избирателей главным образом в рабочем классе. Однако правое руководство этой партии проводит политику буржуазную. В острые периоды классовой борьбы буржуазия считает для себя выгодным приход к власти лейбористской партии, но при консерваторах она чувствует себя увереннее. Ведь на лейбористскую партию оказывают большое давление тред-юнионы, составляющие ее массовую базу. В лейбористской партии постоянно существует левое крыло, требующее осуществления социалистической политики. Особенно сильно звучали голоса левых лейбористов и левых деятелей тред- юнионов на конференциях лейбористской партии и на конгрессах тред-юнионов в 70-х гг., о чем достаточно ярко говорится в материалах, помещенных в данной книге (см. с. 26-27, 27-29).

Приводимая на с. 30-34 статья заместителя Генерального секретаря Компартии Великобритании Рубена Фалбера, опубликованная в прогрессивном английском журнале Marxism Today (май, 1974), дает отчетливое представление об итогах всеобщих парламентских выборов в феврале 1974 г. и об обстановке в Англии после этих выборов. Как было уже отмечено, в результате этих выборов лейбористы, получив 301 место (37,2 процента всех голосов), завоевали относительное большинство. Консерваторы получили 296 мест (38,2 процента), либералы - 14 (19,3 процента), остальные места распределялись среди юнионистов Ольстера и националистических партий Шотландии и Уэльса. В итоге этих выборов Великобритания впервые после 1929 г. получила правительство меньшинства. Процент голосов, полученных как лейбористами, так и консерваторами, был самым низким за последние сорок с лишним лет. Но сработала действующая в стране избирательная система, согласно которой выигрывает не та партия, которая получила большее число голосов, а та, кандидаты которой сумели одержать большее число побед в отдельных округах.

Во время этих выборов наблюдалась известная гальванизация либеральной партии (the Liberal Party), она получила 6 млн. голосов - половину количества голосов, поданных за консерваторов или лейбористов, - но только 14 мест. Голосование за либералов - это результат глубокого разочарования избирателей в двух основных партиях и демагогической избирательной кампании этой буржуазной партии, лозунги которой были адресованы средним слоям и некоторой части рабочих.

Лейбористы вынуждены были провести еще раз внеочередные выборы в октябре 1974 г. В результате доля голосов, поданных за лейбористских кандидатов, поднялась до 39,3 процента (319 мандатов), в то время как доля голосов за консерваторов упала до 35,8 процента (276 мест). Число голосов, отданных либералам, уменьшилось на один процент (13 мест). Увеличили свое представительство националистические партии Шотландии и Уэльса.

Характерная черта политического положения Великобритании - с 1964 года ни один парламент не просуществовал положенные по избирательному закону пять лет: в 1966, 1970, 1974 гг. происходили досрочные выборы. Это несомненно показатель политической нестабильности английского империализма, для которого, как и для всего капиталистического мира, свойственна и экономическая нестабильность.

В статье Р. Фалбера (с. 30) следует обратить особое внимание на изложение позиции Компартии Великобритании, ее тактики во время выборов. Важно понять также причины того, почему КПВ не удалось и на этот раз провести в парламент своих кандидатов. Тактика КПВ во время двукратных выборов 1974 г. заключалась в то, чтобы нанести поражение тори и добиться избрания наибольшего числа левых деятелей с тем, чтобы лейбористское правительство под давлением массового рабочего движения проводило прогрессивную политику. Коммунисты преследовали двоякую цель: помочь лейбористам завоевать абсолютное большинство голосов и обеспечить возможно большее число голосов коммунистическим кандидатам.

На выборах коммунистам не удалось добиться избрания своих кандидатов. Сказалась организационная слабость партии, дала себя знать тяжесть расходов, связанных с участием в выборах (в феврале партия выдвинула « кандидата, а в октябре - 29). Многие рабочие, симпатизирующие КПВ, голосуют за лейбористов, стремясь не допустить победы консервативных кандидатов и т. д. Однако избирательная кампания коммунистов помогла лейбористам получить большинство. Во многих округах, где коммунисты не выставляли своего кандидата, коммунисты непрсредственно помогали лейбористским кандидатам, что имело особое значение в тех округах, где у лейбористов было ненадежное большинство в феврале.

КПВ вместе с другими прогрессивными силами страны добивается избирательной реформы и осуществления принципа пропорционального представительства.

В приведенных на с. 35-36 и 36-40 документах подробно раскрываются требования КПВ во время октябрьских выборов и излагается подробно ее точка зрения на важнейшие проблемы внутренней жизни Великобритании, в том числе по вопросу о пропорциональном представительстве, о необходимости соглашения по важнейшим проблемам жизни страны между левыми силами.

КПВ, как и другие компартии стран Западпой Европы,решительно выступает против членства Англии в „Общем рынке". Помещенный на с. 61-63 документ,’ совместно принятый компартиями этих стран, достаточно четко объясняет их позицию. С 1961 г., когда консерваторы стали добиваться вступления страны в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), и до июня 1975 г., когда в Англии был проведен референдум по вопросу об „Общем рынке", в стране, и в особенности в английском рабочем движении, шла острая борьба между противниками и сторонниками вступления "страны в это сообщество.

В момент создания ЕЭС английские капиталисты были в своем большинстве против присоединения к нему, так как это могло привести к нарушению традиционных экономических и политических связей со странами Британского содружества и т. д. Англия тогда выступила инициатором создания Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) - своеобразного таможенного союза семи стран (Англии, Дании, Норвегии, Португалии, Австрии, Швеции и Швейцарии). Но уже в 1961 г. правительство консерваторов по требованию крупнейших монополий начинает добиваться вступления в „Общий рынок”. Переговоры продолжались долго и завершились при консервативном правительстве Э. Хита вступлением Великобритании в это замкнутое сообщество. С 1 января 1973 г. Англия является полноправным членом ЕЭС, но вопрос об участии в этой организации еще более двух лет оставался в центре внутриполитической борьбы в стране. Коммунистическая партия Великобритании, исходя из классовых интересов пролетариата, заняла твердую отрицательную позицию. Коммунисты с самого начала разоблачали ЕЭС как орудие монополий в их наступлении на жизненные интересы трудящихся.

В лейбористской партии не было единогласия по вопросу о вступлении в „Общий рынок". Часть лейбористов во главе с крайне правым Роем Дженкинсом выступала за присоединение к ЕЭС, однако большинство лейбористов требовало отказа от вступления. Им пришлось считаться с тем, что уже в первый год после вступления страны в

Европейское экономическое сообщество положение ухудшилось: закрылись многие „нерентабельные" мелкие предприятия, значительно выросла безработица, число безработных перевалило за миллион, катастрофически стали расти цены на продукты питания (в первый год - на 18,8%) и т. д.

Особенно активно требовали эыхода из „Общего рынка” наряду с коммунистами левые лейбористы. Эта позиция была поддержана подавляющим большинством тред-юнионов. Все это вынудило лейбористское правительство накануне февральских и октябрьских парламентских выборов обещать в случае прихода к власти добиться пересмотра весьма жестких условий, на которых Англия была принята в ЕЭС, и провести референдум по вопросу о дальнейшем пребывании в этой организации.

После прихода к власти лейбористского правительства борьба вокруг проблемы ЕЭС чрезвычайно обострилась. В этих условиях „шестерка" пошла на незначительные уступки правительству Г. Вильсона, в частности в вопросе о ценах на продовольствие в Англии.

Лейбористское руководство использовало эти уступки для того, чтобы призвать трудящихся голосовать на референдуме за сохранение членства в ЕЭС, Оно убеждало массы, что выхода из „Общего рынка" нанесет удар экономике страны и еще больше ухудшит положение трудящихся.

5 июня 1975 г. состоялся первый в истории Англии общенациональный референдум, в ходе которого 67,2 процента голосовавших высказались за продолжение участия Великобритании в „Общем рынке".

Прогрессивные силы Великобритании, однако, продолжают борьбу за выход страны из этой организации.

Помещенные в книге материалы о Северной Ирландии и по проблеме деволюции нуждаются в некоторых разъяснениях. На важнейших форумах коммунистов последних лет был подчеркнут факт обострения национальных противоречий в некоторых развитых капиталистических странах, в том числе и в Великобритании. События последних лет превратили национальный вопрос в этой стране в политическую проблему общегосударственного значения.

Весьма острая ситуация сложилась в Северной Ирландии. Возникший летом 1969 г. политический и социальный кризис в Ольстере уходит своими ближайшими корнями в расчленение Ирландии в 1921-1922 гг., осуществленное английским империализмом, с тех пор не прекращавшим своего контроля над шестью североирландскими графствами (Ольстер), постоянно поддерживая там режим репрессий й дискриминации.

Как правильно подчеркивается в статье члена Национального исполкома Компартии Ирландии Бетти Синклэр (см. с. 58-61), в основе североирландской проблемы лежит не различие между религиозными взглядами католиков и протестантов Ольстера, как это стремится представить буржуазная пропаганда, а экономическое и гражданское неравенство между ними, носящее классовый характер.

Протестанты Ольстера заняли ключевые позиции в экономической и политической жизни, всячески ограничивая в правах коренных жителей - католиков, оказавшихся в меньшинстве.

Католическое население Северной Ирландии подвергается экономической и политической дискриминации. Католиков с трудом принимают на работу и в первую очередь увольняют. Избирательные права ирландцев, большинство которых едва сводит концы с концами и проживает в католических гетто городов, ограничиваются имущественным цензом.

Католическое население Ольстера терроризируется экстремистскими отрядами протестантских ультра (из Ассоциации обороны Ольстера, Объединения ольстерских волонтеров, Ордена оранжистов), устраивающих дикие погромы в католических кварталах, нападающих на мирные демонстрации католиков, которые требуют равных для себя прав. Действия протестантских экстремистов вызывают ответные меры со стороны католического населения, в частности так называемого временного крыла Ирландской республиканской армии (ИРА).

С конца 60-х годов в Ольстере фактически то затихает, то снова вспыхивает гражданская война.

Вместо того чтобы удовлетворить законные требования ирландского населения Ольстера, английские правительства прибегает к массовым репрессиям.

Пришедшие к власти в 1970 г. консерваторы ввели в Северную Ирландию регулярные войска, а парламент принял чрезвычайные законы, на основании которых сотни католиков без суда были брошены в тюрьмы. Были созданы концлагери для борцов за гражданские права. Парламент (стормонт) и правительство Северной Ирландии были распущены. Британский парламент принял закон о прямом правлении Ольстера из Лондона. Английский министр по делам Ольстера получил неограниченные полномочия (Министром по делам Северной Ирландии в правительстве Каллагэна является бывший лейбористский министр обороны Мейсон.). Однано серьезнейший кризис в Северной Ирландии продолжается.

Лейбористское правительство пытается найти какое-либо политическое решение этого кризиса. В мае 1975 г. в Северной Ирландии были проведены выборы в Конституционный конвент, который призван разработать рекомендации по созданию такой формы правления, которая была бы приемлемой для всего населения провинции в целом. Большинство мест в Конституционном конвенте получили правые протестантские партии, которые выступают против какого-либо разделения власти с католическим меньшинством.

Конвент ограничился осуждением насилия и призывом к порядку. Ничего реального пока не сделано для разрешения проблем Ольстера. Английские войска остаются. Продолжаются репрессии. На неограниченный срок парламент продлил полномочия британской администрации.

Позиция лейбористского правительства вызывает протест демократических сил Ольстера. „Ассоциация в защиту гражданских прав Северной Ирландии" - прогрессивная массовая организация ирландских трудящихся - решительно осудила репрессии и насилие и потребовала проведения демократических преобразований, прекращения использования военной силы при урегулировании североирландского кризиса. В качестве исторической перспективы компартии Великобритании и Ирландии отстаивают требование ликвидации раздела Ирландии.

В выступлении Генерального секретаря Компартии Великобритании Гордона Макленнана на заседании Исполкома партии, опубликованном в ее теоретическом органе Comment (см. с. 63-66 этой книги), речь идет о сложном узле национальных противоречий, характерных для Шотландии и Уэльса.

Уэльс был завоеван еще в 1284 г. при короле Генрихе II Плантагенете, а Шотландия была завоевана Англией в 50-х годах XVII века. С 1707 г. она стала частью Великобритании, после длительного периода борьбы за самостоятельность.

Несмотря на столетия совместного с Англией экономического и политического развития в рамках Великобритании, Шотландия и Уэльс сохранили ряд национальных особенностей и традиций в культуре и быте, а также в других областях. Например, в.Шотландии свои особенности в системе образования, в организации судебных органов и местных органов. Сохранили некоторые особенности и национальное самосознание и валлийцы (уэльсцы). Шотландцы и уэльсцы не считают себя англичанами. Прогрессивные силы Великобритании считают, что ее населяют три различные нации - англичане, шотландцы и валлийцы.

В Шотландии и Уэльсе существуют национальные движения, образовались националистические партии: Шотландская национальная партия (ШНП) возникла в 1928 г., а Национальная партия Уэльса (НПУ), или Плайд Камри, в 1925 г.

До второй мировой войны позиции этих партий были весьма слабыми, в их рядах было всего несколько сотен приверженцев. Оживление националистических партий стало наблюдаться в конце 50-х - начале 60-х годов и особенно после 1966 года, когда националисты впервые завоевали места в парламенте. Причины столь быстрых перемен прежде всего следует искать в том, что кризис британской экономики сильнее всего поразил традиционные для районов Шотландии и Уэльса отрасли промышленности - угольную, судостроительную и др.

Английская буржуазия предпочитает развивать новые отрасли промышленности в Англии. Шотландия и Уэльс значительно отстают от районов собственно Англии. Здесь весьма высок уровень безработицы. Он почти в два раза выше, чем в Англии. Разумеется, это вызывает недовольство рабочих и средних слоев населения Шотландии и Уэльса Националистические же партии сумели разверцуть демагогическую кампанию среди них, изобразив себя защитниками интересов трудящихся. Один из главных лозунгов ШНП и Плайд Камри с самого начала активизации их деятельности: „Шотландия (или соответственно Уэльс) прежде всего Буржуазные элементы, стоящие во главе националистических партий, используют в своих интересах пеструю социальную массу своих сторонников, изображают все беды Шотландии и Уэльса как результат упущений „лондонского" правительства, утверждая, что создание национальных парламентов решит все проблемы, затушевывая при этом вопрос о классовом характере и сущности их власти. Националисты выступают за сохранение капиталистической системы, своей демагогией отвлекают массы от их подлинных классовых интересов.

Националистические партии выступают против национализации, в частности ШНП выступает против национализации нефтяных ресурсов Северного моря у северо-восточного побережья Шотландии, провозглашая вместе с тем лозунг „Нефть должна быть шотландской!". При этом замалчивается тот факт, что все права на разведку и добычу давно проданы наднациональным нефтяным монополиям.

Тем не менее демагогия националистов в условиях острейшего экономического кризиса и политической нестабильности приносит им известный успех. На октябрьских парламентских выборах 1974 г. ШНП завоевала 30,4 процента голосов (11 мандатов из 71). Это даже намного больше, чем на февральских выборах (21,9% голосов и 7 мест). Плайд Камри собрала более 10 процентов голосов и 3 места в британском парламенте. Пока лейбористы пользуются преобладающим влиянием в Шотландии и Уэльсе, но их позициям явно угрожают националисты.

КПВ неоднократно предупреждала лейбористов, что игнорировать национальные интересы шотландцев и валлийцев значит лить воду на мельницу националистов. КПВ и ее шотландская организация пользуются значительным влиянием среди рабочего класса и профсоюзов Шотландии. Это в известной мере предопределило позицию влиятельного Шотландского конгресса тред-юнионов, заявившего о необходимости конституционных реформ. Лейбористское правительство в ноябре 1975 г. внесло в парламент правительственную „Белую книгу" под названием „Наша меняющаяся демократия: частичная передача власти Шотландии и Уэльсу". Предложения лейбористского правительства предполагают так называемую деволюцию. В Шотландии и Уэльсе должны быть созданы национальные законодательные ассамблеи (парламенты) с ограниченными правами. Ассамблеи должны избираться по системе пропорционального представительства с правом осуществлять власть в области местного самоуправления. Исполнительная власть должна была осуществляться министрами - членами ассамблей.

Британский парламент продолжает обсуждение билля о деволюции, внесенного правительством. Он встречает сопротивление консерваторов. Его отвергают как недостаточный националистические партии Шотландии и Уэльса.

Что касается позиции Компартии Великобритании, то она четко изложена в приводимом в книге выступлении Г. Макленнана.

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809--1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Англия развивалась как колониальная держава, в следствии того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли.

Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести некоторою продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия.

Скажу несколько слов об английской политической системе - самой развитой политической системе в Европе к началу XX века. С 1895 по 1902 год страной руководил Солсбери, а потом, с 1902 по 1906 года его племянник Больфурае. Оба они были рьяными консерваторами и последовательно проводили реакционную политику. В 1900 году консерваторы получают большинство голосов в парламенте. Как говорилось выше, буржуазия имела большое влияние на политиков, и вот влиятельные круги буржуазии начали требовать таможенной защиты. Озвучивал желание влиятельных кругов Чемберлен.

В 1906 году на парламентских выборах побеждают уже либералы. Они использовали несогласованность в рядах консерваторов и выдвинули свою достаточно неплохую программу, в которой провозглашалось: капитализм и мелкая буржуазия - сохранение «свободы торговли» и «дешёвого хлеба», так же в программе содержалось много пунктов, в которых были выражены обещания лучшего будущего для рабочих, но эти обещания были слишком туманны. Идея социализма с приходом либералов к власти (когда рабочий люд не получил того, на что надеялся) всё шире и шире распространялась в среде рабочих.

Экономические и политические позиции Великобритании в мире в результате Второй мировой войны оказались значительно подорванными. Распад колониальной системы в послевоенный период привел к тому, что Великобритания перестала быть центром огромной империи, в которой не так давно проживала четвертая часть человечества. В войне Великобритания претерпела существенных экономических потерь. Однако послевоенное восстановление происходило достаточно быстро. Уже в 1947 г. Великобритания достигла довоенного уровня производства. В послевоенный период у власти в Великобритании поочередно находились Лейбористская и Консервативная партии. Несмотря на большой авторитет Консервативной партии. Черчилля, на парламентских выборах в июле 1945 г. его партия потерпела поражение. К власти пришла Лейбористская партия. Премьер-министром стал К. Эттли. Новое правительство осуществило важные экономические реформы, в частности национализацию ключевых отраслей экономики. Было передано государству Английский банк, угольную, газовую, металлургическую промышленность, электроэнергетику, железные дороги - около 20 % промышленных мощностей страны. Лейбористы осуществляли также программу социальных реформ: отмены законов против профсоюзов, расширение бесплатной системы здравоохранения и расширение жилищного строительства. В области внешней политики лейбористы полностью разделяли опасения относительно советской угрозы, высказанные Июн-чіллем в Фултоне. 1949 г. Великобритания стала членом НАТО, перед этим - 1947 г. - предоставила независимость Индии.

Реформы лейбористов не привели к улучшению экономического положения в стране непомерно выросли государственные расходы и резко увеличился дефицит бюджета. На внеочередных парламентских выборах 1951 г. консерваторы одержали победу. Премьер-министром вновь стал В. Черчилль, который был при власти до 1955 г. 1952 г. Великобритания получила с помощью американцев ядерное оружие. 1952 г. умер король Георг VII, королевой стала его дочь Елизавета П. Она на троне по сей день. Из следующих консервативных премьеров самой заметной фигурой считался Гарольд Макмиллан, возглавлявший кабинет в 1957-1963 гг. Консерваторы сохранили систему социального обеспечения и медицинского обслуживания, но денаціоналізували сталелитейную промышленность и транспорт.

Консерваторы стремились сохранить влияние Англии в мире. 1956 г. Англия вместе с Францией и Израилем сделали попытку силой вернуть контроль над Суэцким каналом, национализированным Египтом. После Суэцкого кризиса распад английской колониальной системы резко ускорился.

Консерваторов после 13-летнего правления в 1964 г. изменил лейбористское правительство Гарольда Вильсона. 1970 г. к власти пришло консервативное правительство во главе с Эдвардом Хитом. В 1974 - 1979 гг. страной правило правительство лейбористов, премьер-министром которого был изначально Г. Вильсон, а после его отставки в 1976 г. - Джеймс Каллаген. Возвращение к власти лейбористов привело к восстановлению национализации, установления контроля за квартирной платой, ценами, социальными выплатами. Великобритания не поддержала идеи создания "Общего рынка" и не принимала участия в его создании (1957), но уже в начале 60-х годов начала добиваться вступления в него. 1 января 1973 г. Великобритания стала членом Европейского Экономического Сообщества. Однако экономические трудности в 70-е годы углубились, росла безработица, усилилась инфляция, уменьшились темпы экономического развития. С конца 60-х годов обострилась и проблема Северной Ирландии (Ольстера), где начались межобщинные столкновения католиков и протестантов. Католики-ирландцы выступают за воссоединение Ольстера с Ирландией, а протестанты, которые стали селиться там еще со времен А. Кромвеля, - по неразрывные связи Северной Ирландии с Англией. К тому же ирландцы-католики - это одна треть всех жителей, наиболее обездоленный часть населения Ольстера и в политическом, и в социальном плане.

В условиях обострения социально-экономических проблем Англии среди консерваторов усилилось влияние сторонников частного предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в экономику, их представитель - Маріарет Тэтчер - стала в 1975 г. лидером партии. На парламентских выборах 1979 г. победила Консервативная партия. Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет.

Маргарет Хильда Тэтчер (род. 1925р.) - один из найвидатні-тех политических и государственных деятелей Великобритании. По образованию химик (училась в Оксфордском университете) и юрист. У1947 - 1951 pp. работала химиком-исследователем, в 1954-1957рр. занималась адвокатской практикой. В 1959г. впервые избрана в парламент от Консервативной партии. В 1961-1964 гг. парламентский секретарь Министерства пенсий и социального обеспечения. На протяжении 70-х годов член британского парламента от Консервативной партии. В 1970-1974гг. министр образования и науки. В 1979-1990 гг. премьер-министр Великобритании. Лидер Консервативной партии в 1975-1990pp. У1992р. получила пожизненное перство.

Основным направлением ее внутренней политики стало предоставление максимальной свободы частному предпринимательству. Для этого были предприняты решительные шаги, направленные на сокращение государственного регулирования экономики. Правительство приступило к систематическому сокращению национального сектора экономики. К частному бизнесу возвращались предприятия нефтяной, авиакосмической, судостроительной и других отраслей промышленности. Существенно были сокращены налоги на прибыль, знижеш государственные расходы за счет сокращения социальных программ, сокращение ведомственного аппарата. Одновременно вводилось более жесткое трудовое законодательство, ограничивалось право профсоюзов на проведение забастовок. Во время забастовки 180 тыс. шахтеров, который длился с марта 1984 г. до марта 1985 p., правительство проявило твердость и ни на какие уступки шахтерам не пошел (не случайно Н. Тэтчер получила в прессе прозвище "железная леди").

Меры правительства в первые годы ухудшили экономическое положение Великобритании, обострили социальную и политическую ситуацию в стране. Однако с 1985 г. начался экономический подъем, продолжавшийся до 1990 г. Резко снизились темпы инфляции, начало сокращаться безработица (с 3,3 млн в 1985 г. до 1,6 млн в 1990 p.). Быстрыми темпами осуществлялась денационализация государственных предприятий в форме продажи небольших пакетов акций среди значительной части населения. До 1990 г. была приватизирована 21 государственная компания, 9 миллионов англичан стали акционерами, 2/3 семей - владельцами домов и квартир. Во внешней политике консерваторы поддержали жесткую антисоветскую политику США. Президент Г. Рейган и М. Тэтчер установили тесные партнерские отношения на основе специальной приверженности консерватизму и антикоммунизму. Тэтчер твердо и последовательно отстаивала интересы Великобритании в ЕЭС. 1982 г. Англия вступила в конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова. Аргентина захватила эти острова, входившие в Содружество (там проживало 2 тыс. англичан). Английская эскадра блокировала острова и с помощью десанта англичане заставили аргентинские войска капитулировать. В конфликте погибло более 1 тыс. лиц. Успешная операция за тысячи миль от Англии преподнесла авторитет Тэтчер в стране и за ее пределами.

Успехи, достигнутые в оздоровлении экономики и финансов, укрепляли позиции Консервативной партии и правительства. Левые силы (лейбористы, либералы, социал-либеральные демократы) не смогли найти ответ на вызов Г. Тэтчер и приспособиться к реалиям современной эпохи.

В 1990 г. М. Тэтчер ушла в отставку с должности лидера партии и премьер-министра. ее заменил соратник по партии Джон Мейджор, который в экономической политике придерживался курса, взятого правительством Тэтчер. В начале 90-х годов экономическое положение Великобритании ухудшилось, замедлились темпы роста производства. Популярность консерваторов начинает падать, чему способствовал рост налогов, а также приватизация королевской почты, на что не решилась даже М. Тэтчер. Правительство консерваторов не смог ликвидировать многих общественных противоречий. Ему не удалось устранить пропасть между богатыми и бедными, решить проблему в сфере образования и науки, преодолеть сепаратистские течения в Шотландии, Уэльсе, решить проблему Ольстера и тому подобное. Правительство Дж. Мейджора уделял большое внимание углублению интеграции с Европейским Союзом. Символическим шагом, что должен был продемонстрировать сближение Великобритании и Европы, стало открытие в мае 1994 г. движения по тоннелю под Ла-Маншем, соединивший Дувр (Великобритания) и Кале (Франция).

Хотя в середине 90-х годов в британской экономике происходил медленный рост, правительство все же не пользовался популярностью. Большую проблему для Дж. Мейджора создавали переговоры по урегулированию североирландского конфликта, которые происходили с представителями Ирландской республиканской армии (ИРА) и партии Шин фейн при посредничестве премьер-министра Ирландии Дж. Бру-тона. В феврале 1996 г. ИРА отказалась от достигнутой ранее договоренности о прекращении огня и в знак предупреждения британского правительства взорвала мощную бомбу в портовом районе Лондона. Недовольство населения вызвали хаотичные и неэффективные действия консерваторов в 1996 г. во время кризиса, обусловленного распространением в сельском хозяйстве Великобритании так называемого коровьего бешенства (британцам пришлось уничтожить 4,5 млн коров и сжечь их мясо).

Потеряв в декабре 1996 г. большинство в парламенте, консерваторы вынуждены были назначить на май 1997 г. парламентские выборы. Лейбористская партия провела избирательную кампанию под лозунгами, которые пропагандировали их новую политику, которая должна сочетать экономический курс предыдущего правительства с принятием социальных законов о минимальной заработной плате, увеличение пенсий, улучшение здравоохранения, образования. Часть избирательной программы лейбористов посвящалась проблемам борьбы с подростковой преступностью. Лейбористы обещали децентрализовать систему управления в Уэльсе и Шотландии, создав там местные органы самоуправления. 1 мая 1997 г. лейбористы триумфально выиграли парламентские выборы, установив на долгие годы политическую и интеллектуальную гегемонию. Премьер-министром Великобритании стал 44-летний Тони (Энтони) Блэр. На парламентских выборах в 2001 г. Т. Блэр был переизбран, а в 2005 г. он стал первым премьер-министром - лейбористом, который выиграл парламентские выборы третий раз подряд.

Правительство Т Блэра провозгласил курс на подъем национальной экономики, сдерживание инфляции, неизменность в течение пяти лет размера подоходного налога, получения безработицы. Лейбористы пообещали не проводить дальнейшую национализацию, не закрывать больницы. Основная ставка сделана на улучшение системы образования и создание 250 тыс. новых рабочих мест для молодых безработных.

За первые годы пребывания у власти лейбористы смогли сократить дефицит государственного бюджета с 38 % в 1996 г. до 0,1 % в 1998 г. В стране снижены налоги на корпорации и предоставлены значительные льготы малому и среднему бизнесу. Несмотря на то, что Великобритания переместилась с послевоенного второго на седьмое место в мире по объему ВВП (1997), она и в дальнейшем остается одной из ведущих стран мира. Занимая лишь 1 % земной суши, Великобритания обладает значительным национальным богатством и научно-техническим потенциалом. На нее приходится 15 % всех мировых капиталовложений - она опережает за зарубежными инвестициями Японию, ФРГ, Францию.

Правительство Т. Блэра значительное внимание уделял урегулированию проблемы Северной Ирландии (Ольстерській проблеме). В июне 1997 г. в Великобритании была запрещена продажа оружия. После того как в июле 1997 г. ИРА объявила об очередном прекращении огня, возобновились переговоры о дальнейшей судьбе Ольстера. Благодаря личной инициативе премьера Т. Блэра 10 апреля 1998 г. в Белфасте было подписано соглашение о прекращении конфликта между католиками и протестантами в Северной Ирландии и автономный статус Ольстера (так называемый договор Страстной пятницы). Согласно условиям подписанного в декабре 1999 г. соглашения в Северной Ирландии было создано коалиционное правительство, в которое вошли католики и протестанты. Возглавил правительство протестант Д. Тримбл. В октябре 2001 г. ИРА объявила об окончательном уничтожении запасов оружия. 30 марта 2002 г. на 102-м году жизни скончалась королева-мать Елизавета. Своеобразным итогом длительного периода в истории Великобритании стало празднование в июне 2002 г. пятидесятилетие коронации Елизаветы П.

Главная и определяющая черта лейбористского правительства Т. Блэра заключалась в попытке практически выполнить свои социальные лозунги, что во многом он смог осуществить. Хотя, конечно, не все задекларированное было выполнено. Десятилетие правления Блэра вошло в историю Великобритании как далеко не худший период. Политико-экономическую эпоху его правления называют блеризм по аналогии с консервативным правлением - тетчеризмом. Внутренняя политика Блэра строилась на принципах социальной справедливости в сочетании с экономическими успехами. Он имеет репутацию честного и искреннего политика, ни в финансовой сфере, ни в частной жизни его оппоненты не смогли найти серьезного компромата. Он имел репутацию миротворца" который урегулировал североирландский конфликт и много сделал во всем мире - от Сьерра-Леоне до Косово. Но все заслуги миротворца перечеркнули иракские события, когда Великобритания направила свои усилия в Афганистан на помощь США в их войне в Ираке. Политические партии в Великобритании традиционно зависят от личности лидера. Его профессионализм, патриотизм и репутация чрезвычайно влияют на рейтинг партии. Иракская катастрофа не только подорвала имидж Т. Блэра, но и способствовала снижению рейтинга Лейбористской партии. Британцы, во-первых, не могут простить правящей партии участие в войне в Ираке, а во-вторых, очень устали от популистской риторики лейбористов. Выборы в местные органы самоуправления в Великобритании в мае 2007 г. завершились тяжелым поражением для лейбористов. Успеха добились консерваторы. В Шотландии на майских выборах победу одержала Шотландская национальная партия, которая отстаивает идею выхода провинции из состава Великобритании. 27 июня 2008 г. в британской новой истории закончилась эпоха Блэра. Он передал бразды правления своему преемнику и соратнику министру финансов Гордону Брауну. Следующие парламентские выборы в 2010 г. обещают быть острыми и непредсказуемыми.

В области внешней политики Великобритания является самым активным и наиболее благосклонным стратегическим партнером Соединенных Штатов Америки. В январе 1991 г. военная коалиция под руководством США, в состав которой входили войска Великобритании, с согласия ООН и при поддержке 28 западноевропейских и арабских стран начала операции "Щит в пустыне" и "Буря в пустыне" с целью изгнания арабских войск под командованием Сек. Хусейна

Кувейте. Военная кампания завершилась поражением Ирака. В1992 г., когда в Югославии возник конфликт между сербами, хорватами и боснийскими мусульманами, Великобритания разместила там свои войска в составе миротворческих сил ООН. Британский контингент находился в автономном крае бывшей Югославии Косово для сдерживания насилия между сербами и этническими албанцами. После террористических актов против США 11 сентября 2001 г. Великобритания поддержала войну против международного терроризма, которую возглавил американский президент Дж. Буш-младший. С ноября 2001 г. английские войска принимали участие в наземных военных действиях против афганского правительства Талибов и против организации исламского движения "Аль-Каида". Т. Блэр совершил несколько дипломатических поездок по странам Ближнего Востока с целью создания антитеро-ристичних блока. Английская общественность, обеспокоенная размахом военных действий, критиковала Блэра за пренебрежение к внутренним проблемам и желание произвести впечатление на международной арене. Современная европейская политика Великобритании направлена на быстрый рост экономического потенциала Евросоюза, повышение его роли в мировой экономике и превращение ЕС в один из ведущих экономических центров мирового сообщества. Одновременно Великобритания теперь воздерживается от введения единой европейской валюты - евро.

В 2003 г. Т. Блэр присоединился к военному вторжению США в Ирак, что вызвало широкую оппозицию даже в его собственной партии. Несмотря на широкомасштабные военные операции" США не смогли достичь гражданского мира и стабильности в Ираке. Американские и английские войска, которые остаются на иракской территории, в вооруженных столкновениях с террористами продолжают нести человеческие потери.

После распада СССР Великобритания признала новые независимые государства. В частности премьер-министр Джон Мейджор своим письмом от 31 декабря 1991 г. признал Украину. 10 января 1992 г. состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Украиной и Великобританией. 10 февраля 1993 г. в Лондоне во время визита Президента Л. Кравчука был подписан договор между двумя странами о принципах отношений и сотрудничества. Несмотря на незначительный уровень торгово-экономических отношений, украинско-английские политико-дипломатические контакты достаточно активны. Об этом свидетельствуют и визит Президента Л. Кучмы в Великобританию 1995 г., и визит премьер-министра Дж. Мейджора в Украину 1996 г. Правительство Т. Блэра активизировал "восточную" политику: расширились политико-дипломатические отношения Великобритании с Россией, Украиной и другими странами Восточной Европы.

Великобритания остается одним из последовательных сторонников расширения Евросоюза, в том числе за счет новых независимых государств. Несмотря на декларативные заявления британских политиков о необходимости привлечения Украины к межгосударственному сотрудничеству с ЕС (например, в октябре 2000 г. во время визита спикера палаты общин Великобритании Б. Бутройд), перспективы украинского сближения с Евросоюзом остаются невизначе-ними. В начале 2002 г. Великобритания выражала безоговорочную поддержку евроинтеграционных стремлений Украины и соглашалась с недопустимостью создания разделительных линий в процессе расширения Евросоюза. Эффективное средство предотвращения такого развития событий британская сторона усматривала в предоставлении Украине статуса ассоциированного членства в Евросоюзе, что было созвучным предложения канцлера ФРГ Г. Шредера, произнесенной им в декабре 2001 г. во время визита в Киев. Британская сторона предложила практическое учреждении механизма политических консультаций в треугольнике "Украина - Великобритания - Польша". Но британская политика в вопросах сближения Украины с ЕС определялась общими тенденциями развития диалога между Киевом и Брюсселем. С учетом противоречивых политических и экономических процессов в Украине, ее внешнеполитических проблем, сегодня ЕС не рассматривает возможность участия Украины в нем в ближайшей перспективе. Во время первой встречи президента Украины В. Ющенко с премьер-министром Великобритании Т. Блэром в январе 2005 г. в рамках саммита НАТО в Брюсселе было только "возбуждено ряд принципиальных вопросов по развитию сотрудничества Украина - ЕС". А в письме-ответе со стороны британского премьера содержались "обстоятельные ответы" на затронутые вопросы. Следующим шагом со стороны украинского президента стал письмо с изложением приоритетов Украины на ближайшую перспективу и приглашение премьер-министра Великобритании до Украины. Следовательно, принципиальных сдвигов пока не произошло.

Последние материалы раздела:

Салат из свеклы с рукколой и брынзой
Салат из свеклы с рукколой и брынзой

Брынза – это удивительный сорт сыра, обладающий множеством полезных свойств и пикантным солоноватым привкусом. Его добавляют не только в салаты, но...

Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака
Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака

Астрологи часто советуют выбирать партнеров для любви и брака среди определенных знаков зодиака. Но о несовместимых парах говорят мало. В этой...

Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых
Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых

Как рекомендует гороскоп на сентябрь 2017, Стрелец может смело браться за исполнение своих желаний и планов. Особенный успех ждет представителей...