Описание казачки девушки. Внешний вид казака: происхождение

Кубанские казачки отличались от других женщин России гордостью, смелостью, решительностью. Распространяемые советской пропагандой «сплетни» что женщины у казаков были униженными и оскорбленными совершенно не имеют под собой почвы. Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены - по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины. Казачки в большинстве своем - тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью.

В семейном быту взаимоотношения между мужем и женой определялось согласно христианского учения: «Не муж для жены, а жена для мужа», «Да убоится жена мужа». Но женщина всегда имела право голоса и к ее мнению прислушивались. Притом, что у каждого были свои обязанности: мужчина не должен вмешиваться в женские дела, женщина - в мужские. Обязанности были отлажены самой жизнью, поэтому кто и что в семье должен делать - четко разделено. Однако не считалось за позор, если мужчина занимался женскими делами, если того требовали обстоятельства. Да и женщине частенько приходилось взваливать на себя мужские дела, когда муж был на службе. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении ее правами мужчины не было необходимости. Ведение домашнего хозяйства часто лежало на матери-казачке. Казак часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне. Однако, главенствующая роль как в семье, так и в казачьем обществе принадлежало мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех его членов и примером в этом являлась жена казака - мать его детей. Но в обществе придерживались правила: никто не имеет права вмешиваться в чужие семейные дела.

Вне дома к женщине относились учтиво, кто бы ни была встретившаяся женщина, к ней все от мала до велика относиться уважительно и защищали ее - ибо женщина - будущее народа. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях между мужем и женой соблюдалась сдержанность.
Обычай не допускал, чтобы женщина присутствовала на сборе (круге) даже для разрешения вопросов ее личного характера. За нее с ходатайством выступал или представлял прошение или жалобу отец, старший брат, крестный или атаман.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей. Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству, как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями.
Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, к старшей по возрасту «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене - индивидуально каждый усвоенному с молодых лет - по имени, к пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени-отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.
Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
Несмотря на то, что в казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина, детям до совершеннолетия, не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идет застолье или разговор старших.
Девушки-казачки пользовались полной свободой и росли вместе со своими будущими мужьями. Чистота нравов строго блюлась, за ней следила вся казачья община.

1.1 Чуб, хохол, горшок, скобка и оселедец

Особой легендой овеян знаменитый казачий чуб и косо посаженная фуражка. Хотя никаких специальных указаний по этому поводу не имелось, казаки упорно носили чубы и заламывали шапки на ухо. В древности казаки носили три широко известные прически. Казаки-черкасы оставляли хохол по всей гладко выбритой голове (похожая на эту современная прическа называется «ирокез»), он дал основание для насмешливого прозвища украинцев. Такую прическу носили казаки, прошедшие инициацию, т. е. обряд посвящения мальчика в мужчины. Любопытно, что у соседей казаков -- персов само слово «казак» и означает «хохолок». Вторая редкая прическа -- оселедец, которую носили только воины. Оставление одной пряди волос на выбритой голове -- обряд, восходящий к древнейшим временам. Так, у норманов «оселедец» означал посвящение одноглазому богу Одину, его носили воины -- слуги Одина, и сам бог. Известно, что славяне-язычники, воины Святослава Киевского, тоже носили оселедцы. Впоследствии «оселедец» стал символом принадлежности к воинскому ордену запорожцев. Первые две прически были распространены среди славян Сабиров или Северов (см. Северщина на Украине, Новгород-Северский, Северский Донец). Казаки среднего Дона, Терека и Яика стриглись в «скобку», когда волосы подстригались в кружок -- одинаково спереди и сзади. Эта прическа называлась «под горшок», «под арбузную корку» и т. д. Обычай стричь волосы выделял казаков из среды хазар и, впоследствии, половцев, которые носили косы. Срезанные волосы в правилах всех древнейших магий имеют огромную силу, поэтому их тщательно прятали: закапывали в землю, опасаясь, что волосы попадут к врагу и тот совершит над ними заклинания, причиняющие порчу. Во всех казачьих землях сохранился древнейший обычай первой стрижки ребенка. Когда мальчику исполняется год, крестная мать, в окружении женщин-родственниц, но без матери родной, которая не присутствует и при крещении ребенка, усаживает его на кошму и первый раз в жизни стрижет. Здесь уместно заметить, что чубы казаки носили на левую сторону, так как считалось что с леву у человека чёрта (который на худое (плохое) дело толкает), а справа ангел (который на добро вдохновляет). Вот казаки этим чубом как бы и смахивают чёрта. А вот древний обычай, связанный с волосами: когда казаки хоронили друга, чаще всего предательски убитого, то бросали в могилу пряди волос, срезанные или вырванные из чубов, что означало их клятву мстить врагу без пощады. Вырванная из чуба прядь всегда означала «проклятие», потому что, чуб у казаков означал связь с богом, и считалось, что за чуб Бог во время битвы, вытащит казака в рай. Помните, у Н.В. Гоголя о предателе Андрие: «Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянет и день, и час, в который породил на позор себе такого сына». Однако казаки, вырывавшие в знак проклятия пряди волос, знали, что Бог запрещает мстить! И потому считали проклятыми и себя. Решившись на месть, они понимали свою обреченность. «Я -- человек конченный! -- говорил в таких случаях казак. -- И не будет мне покоя ни на том, ни на этом свете...» Кстати, ведь и гоголевский Тарас погиб...

1.2 Одежда казаков

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду. Старинная казачья одежда очень древняя (об этом свидетельствуют найденные статуэтки времен скифов). Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как черкасские племена, стали именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов - шароварам, без которых невозможна жизнь кочевника - конника (в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги они будут стирать, да и движения всадника сковывать). За столетия их покрой не изменился, так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такие же какие носили казаки в 17-19 вв.

Казачья справа

Отмечаемая всеми историками как основная особенность казачьих войск «справа», то есть снаряжение за свой счет, на самом деле для казака имела не только экономический смысл и ложилась тяжелейшим бременем на семью, но имела и более глубокое философское содержание. В понимании наших предков «справа» -- это не только набор необходимых для службы вещей, но и особый, часто мистический, ритуальный смысл, которым казак наделял шапку, шашку, мундир и т. д. «Справа» это не только военная форменная одежда, конь и оружие, это в широком смысле вообще национальный костюм, а еще шире -- казачья нравственность, бытовой и хозяйственный уклад, весь комплекс предметов и обычаев, окружавших казака. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с огромными материальными затратами на амуницию и вооружение, но и с тем, что казак вживался в новый для него мир предметов, в новый мир, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: -- Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом -- я боле перед Богом за тебя не ответчик! Как правило, это означало, что отец обучил сына и ремеслу, и всему, что необходимо знать хлеборобу, а не только собрал необходимую амуницию и вооружение, и сын понимал, что больше не вправе что-то требовать от отца. Мера отмерена ему полностью. Он -- ломоть отрезанный и казак вольный. Поэтому рассказ о казачьей справе нужно начинать не с рассказа о предметах, а с понятий и внутреннего смысла, который в каждое понятие и предмет вкладывается. Важнейшим и первым было понятие «исправности». «Казак обязан быть исправен». В понятие исправности наши предки вкладывали очень широкий смысл. Это ясность души, четкость мировоззрения, верность в слове и деле, физическое здоровье и опрятность во внешнем облике. Особую часть понятия «исправность» составляли постоянная боевая готовность (конь, боеприпасы, снаряжение, оружие) и крепкое хозяйство. Казак мог быть беден, но не мог быть неисправен. Это было также немыслимо, как неопрятный казак. В любых условиях тщательно соблюдались правила личной гигиены. Казак ежедневно ходил в баню, сам стирал и менял нательное белье, ежедневно мыл ноги, умывался, брился. Старшие по званию могли в любой момент, даже в мирное время приказать казаку раздеться, показать чистоту тела «исподнего». Это было связано не только с требованиями войны -- пренебрежение личной гигиеной вело к потере боевых качеств: потертости ног, опрелостям, распространению болезней, но и с высшим духовным смыслом. Постоянное поддержание себя «в форме», как бы сейчас сказали, заставляло казака постоянно помнить о той цели, ради которой он пришел в этот мир -- служении Богу через служение своему Отечеству и Народу. В каждом войске существовали свои правила гигиены, приспособленные к местным условиям. Так, в пустынях, где не было воды, казаки каждые три дня на походе прожаривали одежду на солнце или над костром, при отсутствии воды устраивали «сухую баню» -- валялись в мелком песке обнаженные и обтирались суконкой на ветру. Брились даже в условиях окопной войны. При отсутствии мыла и горячей воды брились «свинячьим способом» -- отросшая на щеках щетина подпаливалась и стиралась мокрым полотенцем. Но это касалось только молодых и неженатых казаков и казаков гвардии, которые носили только усы. Женатые казаки носили, как правило, бороду. Борода тщательно подстригалась и подбривалась.

Особый фасон казачьей бороды обуславливался способом бритья. Казаки брились шашкой. Шашка подвешивалась за темляк и казак брился лезвием у боевого конца. Поэтому бритыми были три плоскости: щеки и шея под подбородком. Так брились до 17 века и позже, когда «опасная бритва» стала входить в обязательный набор казачьего снаряжения, фасон бороды сохранился. Казак ценил одежду не за ее стоимость, а за тот внутренний духовный смысл, который она для него имела.

Так, он мог штукой трофейного атласа запеленать больного коня, изорвать драгоценный шелк на бинты, но берег пуще глаза мундир или гимнастерку, черкеску или бешмет, какими бы ветхими или залатанными они не были. Разумеется, одним из важных обстоятельств было удобство боевого костюма, его «обношенность». Так, пластун в поиск шел только в старых разношенных и удобных ичигах, а кавалерист сначала обнашивал мундир, а только потом садился в седло, опасаясь заработать от новой одежды губительные опрелости и потертости. Но главным было иное. По верованиям всех древних народов, одежда -- вторая кожа. Потому казак, особенно казак-старовер, никогда не надевал трофейной одежды, особенно, если это была одежда убитого. Ношение трофейной одежды разрешалось только в случае крайней нужды и только после того, как она была тщательно выстирана, выглажена и над ней совершены очистительные обряды. Казак опасался не только возможности заразиться через чужую одежду, сколько особой мистической опасности. Он боялся, что с чужой одеждой унаследует судьбу ее прежнего хозяина («мертвый на тот свет утянет») или его дурные качества. Поэтому одежда, изготовленная «по домашности» матерью, сестрами, женою, а позже хоть и казенная, но со своего капитала купленная или у своего каптенармуса взятая, приобретала для него особую ценность. В древности особо отличившимся казакам атаман дарил «на кафтан». А в Москве смысл, пугавший казака, был утрачен. Скажем, боярин, получивший «шубу с царского плеча», радовался чести, казак же помнил, что это «пожалование» имеет и другой смысл: надеть чужую одежду или облачиться в «чужие покровы» означало войти в чужую волю, а она могла быть и доброй, и злой. Надевший чужую одежду мог «попасть в чужую волю», то есть стал бы действовать вопреки собственному пониманию добра и зла, собственному здравому смыслу. Именно это вызывало у казака «смертный страх» -- то есть страх, от которого он мог в самом деле умереть или сойти с ума. Ведь это означало потерю воли. Следует помнить, что потеря воли для казака была страшнее всего. И это не заточение в темницу, не исполнение какого-то тяжкого обета или приказа, а страх что-то делать помимо своего желания, своего понимания, своей ВОЛИ. Но вернемся к одежде. Первой одеждой считалась крестильная рубашка. Рубашку шила и дарила обязательно крестная. Надевалась рубашка только один раз -- в момент крещения ребенка, и после этого всю жизнь сохранялась и сжигалась после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежавшими вещами, подлежащими ритуальному уничтожению (письма, нательная одежда, постель и т. п.). Крестильная рубашка сохранялась матерью и сжигалась ею, когда казак-сын умирал. Иногда женщина не могла поверить, что ее сынок, ее кровиночка, который для нее всегда оставался маленьким, погиб в чужедальней стороне за Веру, Царя и Отечество. И тогда крестильная рубашка сохранялась до последних дней самой матери, с наказом положить ее в материнский гроб. Туда же, в гроб матери, клали рубашки без вести пропавших, которых нельзя было поминать ни среди мертвых, ни среди живых. Не только крестильная, но и любая нательная рубашка имела ритуальное магическое значение: с больного ребенка рубашку «пускали по воде», если болезнь была тяжелой, но не заразной, и сжигали в костре, если это была «глотошная» (дифтерит) или еще какая-нибудь напасть, чтобы вода и огонь -- стихии чистые -- пожрали болезнь. Для казачонка очень важным этапом было получение первых штанов. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И в сознании ребенка навсегда соединялось получение штанов -- гениального изобретения кочевников, без которого правильная езда невозможна, и первые уроки мастерства, без которого казак своей жизни не мыслил. «Лучшая конница мира» начиналась с этих широких домотканных штанишек на помочах, перекрещенных на спине, с двумя пуговицами на пузе. Для казачонка штаны не только первая снасть для верховой езды, но и признание его мужского достоинства. Того, теперь уже бесспорного обстоятельства, что он уже большой.

«Настоящими штанами» считались шаровары, либо брюки, но даже на «малявочную» одежду казачонок требовал и до сих пор требует нашивки лампасов. Что же это такое -- лампасы? Откуда они взялись? Почему с ними, что называется, огнем и мечом боролись большевики. По распоряжению Донбюро за ношение лампасов, как равно и за ношение погон, царских наград, фуражек, мундиров, за слово «казак», «станица» и т. д. -- полагался расстрел на месте. Лампасы вырезали на ногах казакам каратели Ленина, Свердлова и Троцкого, предварительно выколов им глаза и приколотив гвоздями к плечам погоны. На жаргоне карателей «полковник», например, назывался «костыль», потому что его погон без звездочек приколачивался к плечу жертвы железнодорожным костылем, погоны есаула, сотника, хорунжего приколачивались гвоздями или ухналями по числу звездочек. Так что наши погоны и наши звездочки, наши лампасы окрашены кровью жертв революции и геноцида, который за ней воспоследовал. Так что же означали лампасы? За что так ненавидела их, пролетарская диктатура и тоталитаризм, который ее породил? Существует предание, по которому лампасы появились в XVI веке... Царь московский пожаловал казаков наградою за то, что они одни остановили татарское и ногайское нашествие на Русь, рассеяв врагов в степи, собственными жизнями заслонив царство московское от погибели. Царь пожаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном... Сукно было двух цветов: синего много и алого мало, поскольку алая аглицкая краска была на Руси дефицитом. Если сукна синего хватило всем, то насчет алого вышло на казачьем дуване затруднение. Казаки обратились к московскому чиновнику -- приказному дьяку: -- Как делить? Дьяк посоветовал выделить красного сукна на кафтан атаману. Послушались. Выделили. Как делить остальное? -- Оденьте в красное героев! -- посоветовал дьяк. -- У нас тут не героев нет! -- ответствовали казаки. -- Мы тут все герои -- иначе не выжить. Дьяк растерялся. Тогда казаки разделили сукно по совести, по справедливости, то есть поровну. По две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты, совершенно непригодные для пошива какой-либо одежды, и дьяк посетовал: -- Сгубили сукно. На что казаки ответствовали: -- Это по твоим московским мозгам сгубили! А у нас в казачестве, может, справедливость наша в потомках и окажется! Поделили честно, по совести, стало-быть, Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение. Это легенда, но в подтверждение ей на старинных рисунках мы видим казаков в шароварах, к которым произвольно пришиты ленты -- знак демократии, круговой справедливости. Лампасы были узаконены царским правительством, как символ того, что их владелец не платил податей казне. Право на лампасы и околыш имели, например, дворяне. Но ни в одном войске, ни в одном сословии лампасы не стали частью национального костюма, как у нас, казаков. Алые лампасы и алый околыш у донцов и сибиряков, малиновый -- у уральцев и семиреченцев, синий -- у оренбуржцев, желтый -- у забайкальцев, якутов, даурцев-амурцев, астраханцев. Только гвардейские полки не носили лампасов, но простые казаки и даже гвардейских полков, вернувшись домой, нашивали их. Гражданская война породила врубленный лампас и пришитый погон как знак того, что человек решился умереть, но не изменить данному слову и своему решению. Намертво пришитые погоны, которые нельзя сорвать, или погоны, по бедности нарисованные химическим карандашом на гимнастерке -- казачье изобретение, существовавшее и в Великую Отечественную войну. Лампасы, не пришитые поверх шароваров, а «врубленные» в шов, сохранились у казаков до наших дней. Основной одеждой казаков-мужчин были мундиры. Происходила военная реформа -- менялся воинский мундир -- неизбежно менялся и костюм станичников. Вообще, это относится не только к казакам, но и ко всему народному костюму, который было бы неправильно воспринимать, как что-то раз и навсегда принятое, неизменное и подверженное влиянию моды. Правда, изменения в костюме станичников происходили гораздо медленнее, чем в воинском мундире, кроме того, были изменения и детали, которые в станицах не приживались... Кроме того, любое модное новшество неизбежно претерпевало изменение в станичном исполнении, а прижившись, существовало долго. Скажем, в армии оно давно отменено и забыто, а старики по станицам продолжают носить одежду, в том числе и новошитую, по тем образцам, кои были им привычны. В каких мундирах они служили в молодости, в таких и умирали в старости. Так, на фотографиях времен. Первой мировой и даже послереволюционных можно видеть стариков в мундирах русско-турецкой войны, а в послевоенных и нынешних костюмах, принятых на Дону, легко читаются мундиры и гимнастерки начала века. Однако общие черты, присущие казачьему костюму, красной нитью прослеживаются в казачьей одежде с древнейших времен до наших дней. В «Записках казачьего офицера» Квитки рассказывается, как офицер, перешедший в казачий полк из гвардейских гусар, жалел казаков за то, что они парятся в суконных шароварах. Сам он был одет в тонкие чакчиры и изнывал от жары. Так вот, если бы он надел казачьи шаровары, предварительно надев чистые сподники, то понял бы, что казаки чувствовали себя гораздо лучше, чем он -- жалеющий их офицер. Просторные суконные штаны играли роль своеобразного термоса, а полотняное нижнее белье (всегда чистое) не давало ногам преть и стираться в сукне о седло. Донские казаки и уральцы носили кафтаны издревле, в XIX веке получили форменный кафтан, застегнутый наглухо, на петли и крючки встык, а казаки кавказских войск пришили к древнему кафтану без воротника газыри-патронташи, и получилась знаменитая черкеска. Так что постулат о том, что, придя на Кавказ, казаки заимствовали кавказскую одежду, весьма спорен. С таким же успехом можно сказать, что кавказцы заимствовали одежду, принесенную казаками и не меняя покроя носят ее до сих пор.

Шапка, шашка и крест

Головные уборы -- совершенно особая часть любого народного костюма. И у казаков шапка и фуражка овеяны таким количеством легенд, исторических преданий и примет, так слились с судьбою казака, что даже три четверти века геноцида рассказачивания, ссылок, истребивших весь казачий уклад, приведшие к запустению земли, к забвению -- обычаи, не смогли уничтожить казачью папаху и фуражку. Фуражка была, есть и будет предметом почитания, поклонения и гордости казака. Петр I был поражен одним казачьим представлением, которое недоброхоты казачества превратили в анекдот, в результате которого нам, якобы, был «милостиво» пожалован герб -- голый пьяница на бочке с шашкой в руках и шапкой на голове. Дескать, казак может пропить все кроме кисета, шапки и шашки. Действительно, в царских кабаках запрещалось брать в залог шашку, шапку и нательный крест. Но происходило это по иным, гораздо более древним и серьезным причинам. Средневековье -- время символов, и эти три детали: крест, шапка и шашка (или еще раньше сабля) составляли символы особые и потому неприкосновенные. Нательный крест -- символ того, что его обладатель -- христианин. Казаки, поступая на службу в советскую армию, не имели права носить крест на груди, и поэтому чтобы не остаться без креста, они раскаливали его докрасна и прикладывали к гружди. Кто это видел, как раскалённая медь прожигает шипящую кожу до кости, лишался дара речи. Солдату были готовы приписать «психическую статью», поскольку представить, что в «эпоху развернутого строительства коммунизма» может сохраняться иное мировоззрение было трудно. Казаки-солдаты делали это не для того, чтобы показать свою терпеливость или противопоставить себя начальству. В их староверческом мировоззрении было точное, не подвергаемое сомнению клише: снявший крест -- обречен. Если хотите, они делали это из страха. Только не надо путать этот страх с трусостью. Это высочайший страх -- страх Божий -- страх потерять душу, а говоря языком современным, страх перестать быть человеком и личностью. Второй важнейший символ казачества -- шапка, потому что отдать ее казак мог только с головою. По всей Руси обширной смертельным оскорблением для замужней женщины было «опростоволосить» ее -- сорвать головной платок. Помните, именно за это преступление купец Калашников убил опричника Кирибеевича. При наказании плетьми, палач прежде всего срывал с преступницы платок. Большим позором было замужней женщине показаться не только перед гостями, но даже перед собственным мужем без повойника. Для мужчины, для казака таким смертельным оскорблением была сбитая или сорванная с головы шапка. Это отношение к шапке, к папахе до сих пор осталось таким на Кавказе среди казаков и горских народов. Сбитая с головы шапка была вызовом на поединок. Брошенная «о земь» означала, что в предстоящем споре он ставит в заклад свою голову, «отвечает головою», то есть цена проигрыша -- жизнь. Шапки снимали в церкви все без исключения. Даже полицейский, влетев в церковь в погоне за вором, должен был снять шапку. Так что же символизировала шапка, что означала она? В первую очередь, принадлежность его к казачеству. Кстати, это назначение фуражки или папахи сохраняется и сегодня. Лампасы не носили последние лет тридцать-сорок, а фуражки, неизвестно где шитые, существовали всегда. Шапка играла очень большую роль и в гражданской жизни казака, и в семейной. Она была символом юридических прав главы рода, главы семьи. У нее было особое место в убранстве казачьего куреня. По числу фуражек в прихожей можно было судить, сколько казаков живет в этом доме, сколько объединено в семью. Фуражку убитого или умершего казака везли домой. Казак, привезший страшное известие о гибели сына, мужа, отца, обнажив голову, слезал с коня у ворот осиротевшего дома, доставал из переметной сумы простреленную или изрубленную фуражку и молча проходил мимо остолбеневших от горя родных в горницу, где клал головной убор на полку перед иконой. Это означало, что защитника в доме больше нет, что защита этой семьи препоручается Богу и христианам. В поминальные дни и в Родительскую субботу перед фуражкой ставили стопку вина и прикрывали куском хлеба. Утром хлеб скрашивали воробьям, а вино выплескивалось в огонь очага или выливалось в реку с поминальной молитвой. В доме вдовы, где под иконой лежала фуражка, ни старик, ни атаман не смели без разрешения переступить порог горницы. Если женщина вторично выходила замуж, то ее новый супруг после венчания фуражку прежнего хозяина убирал. Тайком, в одиночку, нес фуражку к реке и опускал ее в воду со словами: «Прости, товарищ, но не гневайся, не грехом смертным, но честию взял я твою жену за себя, а детей твоих под свою защиту... Да будет земля тебе пухом, а душе -- райский покой...» .

Атаман носил особую высокую шапку, которая ему не принадлежала, как и кафтан особого покроя из дорогого материала. Шапка была знаком его атаманства и принадлежала казачьему обществу. Обычаи, говорящие о высокой роли шапки в гражданской жизни казачества, сохранились до сих пор. При выборах атамана, каждый кандидат или каждый выступающий, выходя в круг, снимает шапку. Если кандидатов несколько, то все они при выдвижении сидят без шапок. Вообще-то, обычай обнажать голову означает покорность и послушание, приведение своей воли в подчинение воле другого (того, кто в шапке). Все остальные казаки круга сидели в головных уборах. Но как только атаман был выбран, роли менялись. Атаман торжественно надевал атаманскую шапку, а все казаки без исключения снимали головные уборы. С этой минуты признавалась воля атамана над их головами.

Костюмы

Мужской костюм - состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры соседствующих народов. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: Донского образца - чекмень, серо-синие шаровары с красным лампасом (шириной 4-5 сантиметров), сапоги или башмачки (наговицы), башлык, зимний чекмень или бекеша, фуражка или папаха; Кубанского образца - черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка или бекеша, папаха или усеченная папаха (кубанка), сапоги или чаботки. По верованиям древних одежда вторя кожа, поэтому этнические казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив очистительных обрядов, и уж тем более одежду убитых (вся одежда убитого казака сжигалась, чтобы её отрицательная энергетика не передалась другому носителю, а вот головные уборы сохранялись - их клали под иконы в войсковых храмах или в доме). Наиболее ценилась одежда, сшитая матерью или женой. Атаманы, награждая своих казаков, дарили им материал на «справу». Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик». Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной военной формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Всё же с 1915 года традиционная казачья форма стала исключительно парадной, с 1915-1946гг. её то запрещали вплоть до - расстрела за лампас, то снова разрешали; а с 1946 окончательно запретили её ношение. Только в конце 80-ых 20 века казачий национальный костюм начал возрождаться из забытья.

Женский костюм - сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с «басочкой», но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - «учкуре». Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве «нижних», и назывались они по-русски - подол, по-украински «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую, самая нижняя была обязательно белой». Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико: красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

«Образ донской казачки, что может быть красивее?»часть 2

Особенной красотой и силой характера испокон веков до наших дней славятся казачки. Смесь восточных и славянских кровей, особый, вольный уклад жизни в крепостной России… Казачки всегда были необычными женщинами, а их неповторимая красота воспевалась поэтами и художниками.

Жил казак беды не ведал,
Полон дом питья и хлеба,
Веселился, не скучал
Да дивчину повстречал.
там на ярмарке воскресной,
В толчее казачьей, тесной,
Улыбнулась, солнцем бровь
И взорвали чувства кровь

Вот как писал о них, например, знаменитый русский историк Василий Сухоруков: «Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церьковь».Писатель XIX века Петр Краснов в романе «Домой» описывает казачку: «…казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта».

Конь мой вороной
С новой шелковой уздой,
Мы поскачем на восток,
Где заветный хуторок.
Где трава медвяная,
Где дивчина славная,
Поцелует казака
И зальется свадебка

А Лев Толстой в произведении «Казаки» такую фразу вложил в уста своего героя: «А я только одного и желаю: … желаю жениться на простой казачке и не смею этого потому, что это было бы верх счастия, которого я недостоин».

Был казак душой не робок,
В боевых бывал походах,
Лихо шашкою владел,
Знал немало славных дел.
Но любовь не вражья пуля,
Прямо в сердце атакует,
Не укрыться, не сбежать,
Только грудью принимать

У вольных донских казаков еще в дореволюционные времена даже праздник был особый - День донской казачки. Отмечался он 21 ноября, и уже в ХІХ - начале XX века в этот день стали проводиться балы, главный из которых - донской бал - проходил в собрании Армии и Флота с приглашением казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, а также чиновников, студентов, ученых…

Подождал казак немного,
Сердце просится в дорогу,
Пресен хлеб, горчит вино
И веселье уж не то.
Эх, ты волюшка казачья,
Казаки, простите, братья,
На прощанье он сказал
И к любимой поскакал

Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

Секреты женской силы донских казачек

1. Сила Рода.


Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина - бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением - «не боли болячка - я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

2. Православная вера.

Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говели два раза в году - в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», - вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», - гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски

3. Женские обязанности.

Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать - девочку-казачку - бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.

Юные казачки в любых нарядах хороши.

4. Доброта.

Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи,при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.

5. Чистоплотность.

Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) - рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде - для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.

6. Игривость.

Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.

Казаки с мужским характером

Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет. Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли - это вполне янское качество! То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) - оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же - история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.


Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Красота донских казачек

Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».

Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке - это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.

В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их(казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

1. Внешняя и внутренняя красота

2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу

3. Гордость и смирение одновременно

4. Почитание и уважение традиций старшего поколения

5. Чувственная и притягивающая натура женщины


В стародавние времена на землях, где зарождалось казачество, никогда не было крепостного права, «барщины». И казаки , как заклятые враги крепостного рабства, не женились на подневольных крепостных женщинах. Они боялись этим передать своему поколению психологию рабов. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Кто и каким образом становился женами удалых воинов далее - в обзоре.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219416605.jpg" alt="«Похищение».

И тут встал вопрос: где брать девушек? Своих вольных казачек было совсем мало, тогда и начали невест выбирать себе казаки с «ясырок» - вольных чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым.


В то время Россия ни с одной страной не воевала так часто, как с Турцией, и длились эти войны на протяжении 16-18 столетий. А казаки, будучи одной из главных ударных сил в пограничной армии, всегда возвращались с богатой добычей: "тканями, шалями, украшениями, чеканной посудой из серебра, оружием восточной работы". И приводили турецких полонянок, которых и называли «ясырками». Воистину это были прекрасные трофеи.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219410249.jpg" alt="«Восточная девушка».

Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки обращали в православную веру своих жен, и мусульманки: Надира, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219419239.jpg" alt="«Восточная красавица».

Однако уже в 19 веке браки с ясырками стали редкостью. В казачьих общинах закрепилась тенденция жениться только на своих. Известно, что среди донских, запорожских, терских, уральских и иных казаков было зазорно жениться на не казачке. Да и нужды особой в этом уже не было, так как потомки турчанок, татарок, черкешенок обильно заселили вольные земли, дав миру народ на диво сильный, красивый и самобытный.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-kazak-0033.jpg" alt="«Поцелуй».

Более того среди казаков бытовал обычай, благодаря которому женщина могла спасти осужденного на смерть казака за какие-либо провины, соглашаясь взять с ним брак. Так согласно исторической заметке, записанной Г.П. Надхиным в 19 столетии, узнаем: "Молодого казака, приговоренного к смерти, подвели к плахе и начали зачитывать обвинительную печь. И когда палач уже готов был привести приговор в исполнение, из толпы вышла девушка и накрыла платком голову казака, тем самым давая знак, что она берет его себе в мужья и освобождает от казни."

Казачка - хозяйка на все руки мастерица

К чести женщины-казачки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени. Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

Казачка всегда была главная в курене, все хозяйство держалось на ней. Весь день и круглый год казачка работе – по дому, по огороду, в хлеву, на винограднике. Там, где нужно – вовремя прополоть, вычистить, полить, подвязать. Казачка успевала и сена накосить, и стены побелить, и кизяка заготовить. Да еще всю семью хорошо накормить-напоить. А потом придет время – нужно урожай собрать да сохранить: капусту заквасить, огурцы засолить, тёрн замочить, вишню высушить...

А еще казачки всегда были веселы, если соберутся вместе, то сейчас же заведут песню.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00000000000000000000.jpg" alt="«Портрет атамана Нугко с женой».

Провожая мужей в походы, женщины-казачки брали на себя все обязанности и по хозяйству, и в воспитании детей, и в обеспечении пропитанием семьи. Жизнь в степи или же маленьких казацких станицах была полна тревог, опасностей и набегов воинственных соседей. Она закаляла казачек, делая их бесстрашными и храбрыми, им нередко приходилось браться за оружие, отражая набеги врагов.

А владели оружием эти удивительные женщины мастерски. История помнит множество подвигов, совершенных казачками. Так в 1642 году 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове. А в 1609 году София Ружинская, лично командуя 6000 казаков, взяла штурмом замок князей Корецких в Черемошни.


Удалой казачкой была и последняя жена Богдана Хмельницкого Анна Золотаренко. А жена фастовского полковника Семена Палия - Феодосия могла не только дипломатически принять послов и управлять хозяйством казацкого полка, а и повести в бой казаков.

Сестра полковника Ивана Доща принимала участие как конник в сражениях с поляками на Волыни, где и погибла. А еще нередко после кровопролитных схваток на полях боев находили тела убитых казачек, переодетых в мужскую одежду и бритых под казаков.


Качества воительниц казачкам прививались с детства. Так, до 13 лет девочки даже играли в одни игры с мальчиками. В них они постигали некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Юные казачки могли не просто скакать верхом, но и управляться с каюком, ловко владеть арканом, луком и самопалом.

Знатные казачки из высшего общества

Время не стояло на месте, а вместе с ним и культура, и просвещение. И в высшем свете уже стали появляться прекрасные женщины - потомки бывших ясырок - смуглолицые красавицы, пленившие не только своей внешностью, а острым умом и особенным характером. Это первые графини из казачьего рода Дарья Денисова, А.П. Орлова-Денисова - дочери графа Платова, а также фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и многие другие. Все они окончили высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы.

Однако какая бы горячая кровь не текла в жилах образованных казачек, их взляды оставались весьма консервативными и верными заветам старины. Всем им были чужды модные учения «народников» и революционные идеи. Высшим нравственным идеалом для потомков казачек был Господь, а из земных ценностей - семья и домашний уют. К слову, среди казачек-курсисток не было ни революционерок, а тем более террористок.

Образы женщин казачек в искусстве

Образ красавицы чужестранки, покорившей вольного казака, прочно вошел в нашу культуру посредством преданий и легенд, литературы и живописи. Это и «персидская княжна», которую Стенька Разин вынужден был выбросить за борт, повинуясь воле лихих сотоварищей, и турецкая бабка героя «Тихого Дона» Григория Мелехова, и многие другие.

Многие этнографы не считают казаков отдельным народом. Их называют социальной группой или даже особым военным сословием, входящим в состав русского этноса. Сами казаки с этим утверждением в корне не согласны, отстаивая свою самобытную культуру, уникальные обычаи и традиции степной вольницы. Одной из особенностей данного народа является большое количество смешанных браков, заключавшихся в XVI-XVIII веках между донскими казаками, например, и пленными турчанками.

Особые обычаи

Начнем с того, что слово «казак» имеет тюркоязычное происхождение и в переводе на русский означает «свободный, вольный». Примерно пять-шесть столетий назад так называли себя многие люди, которые предпочитали личную свободу тесным рамкам законов, установленных официальными властями. Наименование «казак» было хорошо известно как в России, так и в Центральной Азии.

Начиная с XV века на вольные берега Дона начали стекаться молодые мужчины, не желавшие быть холопами бояр, гнуть спины на помещиков, зависеть от произвола и самодурства разного начальства: от приказчика до статского советника. Некоторые из будущих казаков были беглыми преступниками, другие – авантюристами и искателями приключений. Но основная масса стремилась именно к независимости. Эти люди создали особую социальную организацию, именуемую Казачий круг, где на совете общины решались самые разные вопросы – от хозяйственного спора до объявления войны.

Поскольку среди беглецов почти не было женщин, очень скоро эти замкнутые мужские объединения столкнулись с проблемой: как наладить личную жизнь? Каждый человек нуждается в семье, заботе и продолжении рода. Мужских сил, энергии и желаний – с избытком, а кому их отдать? Вот и стали казаки воровать девушек и женщин у черкесов, ногайцев и других соседних народов, а из многочисленных походов помимо награбленного добра привозить себе в невесты турчанок, персиянок, калмычек…

Поэтому нет ничего странного в том, что удалой атаман Стенька Разин, как поется в известной песне, похитил персидскую княжну. Правда, это вызвало недовольство его лихих соратников: «Нас на бабу променял». И он бросил красавицу в волжскую воду, продемонстрировав, что для него мнение братьев по оружию важнее любой женщины. Все-таки изначально вольная община – это союз мужчин.

Хотя к чести казаков следует сказать, что у них не было обычая заводить многочисленных наложниц помимо официальной супруги, как это было установлено в Средней Азии, где пленниц держали на положении секс-рабынь. Общинный уклад жизни, когда все вопросы – вплоть до личной жизни – решает Казачий круг, не предполагал подобного. Казаки посчитали бы сожительство женатых мужчин с пленными женщинами развратом. А людьми они были весьма суровыми. Правило было простое: раз украл красавицу, оторвал от родных отца и матери – женись по закону. А какой мужчина станет привозить домой девушку, если она ему не нравится? Поэтому и пошли разговоры о красоте пленных турчанок и персиянок, украденных черкешенок.

Война и личная жизнь

Если в чем и не было нехватки у казаков, так это в войнах. Южные границы нашей страны необходимо было постоянно защищать от многочисленных врагов. Жители Дона служили русским царям взамен на признание их вольницы – права жить по своему уставу. Официальный статус приграничной армии казакам своим указом присвоил второй представитель династии Романовых – Алексей Михайлович (1629-1676 гг.).

Особенно часто Россия воевала с Турцией. С 1568 по 1878 год в истории имели место семь русско-турецких войн и еще два военных конфликта: на Азове в конце XVII века и Прутский поход 1711 года. Самыми активными участниками всех этих кампаний были донские казаки. Они часто привозили домой пленных девушек. Например, известно, что в 1635 году после военного столкновения с турками, жившими на побережье Таганрогского залива – на мысе Чумбур и Павло-Очаковской косе, казаки захватили в плен 1735 (!) представительниц прекрасного пола. Таких женщин называли ясырками. А детей, рожденных в результате браков с турчанками, черкешенками, персиянками и другими иноверками, на Дону именовали болдырями. Фамилии Болдыревы, Татаркины, Турчанининовы довольно распространены среди казаков, все они свидетельствуют о происхождении своих носителей.

Этот факт нашел свое отражение и в литературе. Неслучайно Михаил Шолохов в своем легендарном романе «Тихий Дон» сделал бабушку главного героя Григория Мелехова турчанкой, привезенной из похода. Впрочем, казачки тоже попадали в плен к иноверцам. Становились их женами, рожали детей. Иногда они возвращались в родные станицы с сыновьями и дочерьми и снова выходили замуж, поскольку оставаться матерью-одиночкой, живущей без поддержки, было не принято. Вообще на Дону считали, что чужих детей не бывает. Усыновленных казаками потомков турок и татар называли туминами. Отсюда и пошли фамилии Туминовы и Туминкины.

Отдельный народ

Как ни странно, казаки редко женились на русских девушках и украинках. Даже в XVIII веке, когда поселенцы из северных регионов начали заселять донские земли, не примыкая при этом к местной вольнице, свободолюбивые люди желали максимально дистанцироваться от пришлых русских. Казаки хотели сохранить собственный уклад жизни и, вероятно, видели в чужаках угрозу своей самобытности. Тем более что к тому времени демографическая проблема была решена, и в донских станицах было много красавиц. Жениться не на казачке стало предосудительным.

Песни и стихи воспевают красоту, стать и свободолюбивый нрав жительниц донских станиц. Так, историк Василий Сухоруков (1795-1841 гг.) писал, что на происхождение казаков существенное влияние оказало смешение славянской и турецкой кровей, и поэтому на Дону женщины имеют «пламенные черные глаза» и здоровый румянец на щечках, а также любят яркие наряды. Одежда полонянок наложила большой отпечаток на традиционный костюм казачек.

Постоянные войны, на которые уходили мужчины, приучили женщин из донских станиц быть самостоятельными. Они растили детей и ловко управлялись не только с хозяйством, но и с оружием и не позволяли себе раскисать, опасаясь за ушедших на фронт сыновей, братьев и мужей.

Последние материалы раздела:

Салат из свеклы с рукколой и брынзой
Салат из свеклы с рукколой и брынзой

Брынза – это удивительный сорт сыра, обладающий множеством полезных свойств и пикантным солоноватым привкусом. Его добавляют не только в салаты, но...

Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака
Самые несовместимые знаки по гороскопу Самые неподходящие пары по знаку зодиака

Астрологи часто советуют выбирать партнеров для любви и брака среди определенных знаков зодиака. Но о несовместимых парах говорят мало. В этой...

Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых
Гороскоп стрелец на 20.09. Стрелец — гороскоп на сентябрь. Здоровье и отдых

Как рекомендует гороскоп на сентябрь 2017, Стрелец может смело браться за исполнение своих желаний и планов. Особенный успех ждет представителей...