Проблемы развития современного образования. Основные проблемы развития системы образования и пути их решения

В свете происходящей модернизации образования в России, проблема педагогического риска особенно актуальна, ведь она затрагивает все аспекты применения инноваций в методиках и способах преподавания на всех этапах получения образования.
Инновации означают введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Инновации сами по себе не возникают, а являются результатом научного поиска, практического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Риск подразумевает под собой экспериментальное применение каких-либо технологий, широко не распространенных на практике, но, тем не менее, в теории, являющихся перспективными с точки зрения обучения.
В понимании сущности этих двух понятий лежат две основные проблемы современной педагогики: проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений педагогов-новаторов. Таким образом, инновации и педагогический риск должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой явлений, рассматриваемых обычно отдельно, т.е. результатом их синтеза должно стать новое знание, позволяющее учителю использовать новшества в повседневной практике, просчитывая возможные последствия.

На сегодняшний день существует огромное количество методик, программ и способов, позволяющих работать со всеми категориями детей, используя новейшие разработки технологического сектора, оригинальные упражнения, аутентичные, современные и интересные аудио и видео материалы, а также интерактивных средств обучения. Но основная причина неизменности монотонности быта обычного школьника – нежелание их внедрять.
В самом деле, что делать рядовому учителю, недавно выпустившемуся из университета и пришедшему в школу, если его смелые начинания, в большинстве случаев, встречают яростное сопротивления «старого», еще советской закалки, коллектива учителей? Вот и приходится изощряться, внедряя задания собственной разработки в учебный план, утвержденный «сверху» и придавленный годами практики этих самых учителей, чтобы хоть немного разнообразить учебный процесс для детей.
Ларчик открывается просто: связь между заскорузлым мышлением коллектива и нежеланием что-то менять - это боязнь рисков. Да, риски – это всегда проблемы, которые нужно решать современными методами, ведь дети меняются и те методы, что прекрасно работали в 1980-ых годах, уже неэффективны или вовсе бесполезны в 2012. Изменилось сознание детей, окружающая обстановка, моральные ценности, стереотипы воспитания в семье и общественное мнение, в то время как система образования, подобно сонной черепахе, пытается осознать изменения, происходящее вокруг, но, в силу, собственной беспомощности, идет или не туда, или отстает еще больше.

Исходя из вышесказанного, я хочу выделить несколько противоречий, являющиеся, по сути, главными замедлителями прогресса существующей системы образования:

  • 1) Многие годы в систему образования не привносилось ничего кардинального нового и интересного, менялись лишь методики и способы восприятия, на которые ставились акценты при передаче информации, что породило некую «стагнацию» в образовании. Учебники, разработанные в прошедшие годы, на мой взгляд, не являются достаточно информативными и пригодными к обучению, в силу сложности повествования, некоторых неточностей и выражении одного авторского мнения по спорным вопросам.

    2) Существующий порядок обучения не справляется с количеством информации и требованиями общества, возложенными на него. В итоге, на выходе из образовательного учреждения возникает потребность в переаттестации и повышении квалификации выпускника, что негативно сказывается как на положении высшего образования в обществе, так и на личностном отношении человека к получаемым знаниям.

    3) Как известно, процесс внедрения инноваций, которые, в большинстве случаев, придумываются и продвигаются молодыми и энергичными людьми, не происходит вследствие их отсутствия в местах получения образования, т.к. учебным процессом руководят педагоги старой закалки, полагающиеся на свой опыт и проверенные книги, нежели на «безумные идеи» младшего поколения.

    4) На данный момент, методика построения урока и вкладываемые в него знания являются недостаточно эффективным способом передачи информации, ввиду крайней незаинтересованности детей в получении знаний традиционным путем. В связи с этим, остро встает проблема повышения мотивации к процессу обучения среди учеников и студентов.

В связи с вышеперечисленными противоречиями, на сегодняшний день уже имеющимися в существующей модели образования, вытекают следующие проблемы, требующие пристального внимания и решения в ближайшем времени:

  • 1) Проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения.

    2) Проблема устаревания знаний, заключающаяся в недостаточной скорости обновления существующей информации в процессе ее передачи от учителя к ученику, с помощью традиционных средств обучения.

    3) Проблема нехватки молодых специалистов, заключающаяся недостаточной укомплектованности выпускниками педагогических университетов школ из-за низкой заработной платы и невозможности самореализации.

    4) Проблема незаинтересованности учащихся, заключающаяся в отсутствии мотивации к обучению у школьников и студентов, вызванная неизменностью методики проведения каждого урока.

Хотелось бы привести к каждой проблеме по примеру, основанному на личном опыте:
Современный процесс массового обучения в виде классно-урочной системы был впервые описан в XVII в. Я.А.Коменским. Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К. Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока. С тех пор мало что изменилось. Ученики сидят за партами, слушают учителя, который, в большинстве случаев, рассказывает материал по учебнику скучным, монотонным и бубнящим голосом, решают в классе примеры, получают домашнее задание, делают его и снова приходят на урок. И так в течение 11 лет. Конечно, небольшое разнообразие в виде форм работы на уроке, помощи ТСО и интерактивных заданий присутствует, но не может изменить общее положение дел. Новаторские методики и методы ведения урока, не находя отклика в душах завучей, рубятся на корню, превращая, в итоге, весь учебный процесс в одиннадцатилетнее жевание жвачки.
Еще в школе, используя советские учебники и новые издания, я отмечал, что манера изложения учебников, выпущенных в СССР более адаптирована для понимания среднего школьника, тогда как современные издания отличались сумбурностью изложения, некоторые моменты, достаточно важные для понимания материала были опущены, из-за чего учителям приходилось объяснять их самостоятельно, привлекая много дополнительного материала. Конечно, уровень знаний в новых учебниках был выше, но все равно не дотягивал до уровня, приемлемого на тот момент, да и усвояемость их оставляла желать лучшего.
Когда я стал учителем, я с ужасом обнаружил, что год выпуска учебников изменился на 1-3 года, тогда как с момента моего последнего урока английского прошло чуть более 6 лет. На лицо явное отставание процесса обучения от процесса развития общества. Кстати, об этом самом обществе.
Меня спрашивали: «Хочешь ли ты пойти работать в школу после университета?». Я неизменно отвечал согласием, ведь я думал, что я смогу что-то изменить и привнести свежую мысль в такое важное дело. Но, познакомившись со школой поближе, я понял, что если ты являешься рядовым учителем, то тебе очень сложно отойти от программы в своей деятельности, по крайней мере, на начальном этапе: шаг вправо, шаг влево – расстрел! Естественно, после такого мне идти в школу расхотелось. Но есть еще один, немаловажный фактор: заработная плата. Не секрет, что современный учитель получает крохи, а объем работы, выполняемый им, может испугать неподготовленного человека еще на стадии ознакомления. Этот факт еще более усугубляет положение школ, осушая и без того тонкий ручеек притока новых лиц в учреждения образования.
И, наконец, мотивационный компонент. Каждый из нас когда-нибудь не хотел идти на урок или лекцию, т.к. казалось, что там рассказывают «муть» и «фигню», а сэкономленное время можно было бы провести с гораздо большей пользой. Основная проблема – это то, что обучаемые не видят реальной пользы от получения ими знаний. Учителю не удается дать понять ученикам, зачем им это надо знать и бац! – интерес потерян.
Теперь, когда я проиллюстрировал проблемы наглядными примерами, можно вплотную подойти к поэтапному их решению. Нет, я не предлагаю панацею, как вы могли подумать, но показываю один из вариантов решения задач.
Во-первых, нужно избавиться от монотонности в ведении урока! Никаких чтений по книжкам, скучных заданий из учебников и ответов у доски. Дети устали от однообразных уроков – значит нужно дать им что-то новое и интересное. Например, разбавить урок небольшой игрой на движение (поверьте, такие игры, будучи правильно проведенными, актуальны в любом возрасте). Также полезно разбитие детей на группы и смена обстановки – проведение урока на улице, в коридоре, в актовом зале, перестановка парт, новые плакаты на стену – все подойдет.
Что делать со старыми учебниками? Как говорят в Германии – «Kein Problem!». Дополнительный материал – вот то, что нам нужно! Старайтесь подбирать интересные молодежи задания, связанные, например, с прочтением рэпа на тематику лексики или задания, направленные на развитие творческой жилки ребенка: нарисовать представление о непонятном слове, обыграть какое-либо действие в движении или сценке по типу «Крокодила» и т.д.
Что же касается нехватки молодых специалистов – это, увы, не та проблема, которую способен решить педагог – это проблема государственная, я бы даже сказал, общероссийская. Как сказал В.И. Ленин: «Кадры решают все». Я согласен с ним, т.к. действительно, уж где-где, но в школе учитель является столпом всей системы, на которую опирается будущее наших детей. Совершенно необходимо повышать заработную плату, открывать двери для новых разработок и перспективных кадров, обеспечивая школу ресурсами и решая вышеозначенные проблемы.
И поговорим об отсутствии интереса. Почему это происходит? Ответ прост: дети просто не хотят учиться! Не все, конечно, но большинство. А данное желание у них возникает еще с начальных классов, где знания, скажем так, вдалбливают в голову незадачливых учеников, абсолютно отбивая тягу к будущим знаниям. Как в анекдоте: «За что?! На одиннадцать лет!». Нужно в корне менять методику преподавания, отходя от прямой зубрежки и подводя всю систему к простой и понятной мысли: «Я знаю, для чего мне нужно то, что я познаю» . В самом деле, если доходчиво объяснить ребенку, что вот конкретно это нужно ему для того-то, а вот это – еще для чего-то, то проблема мотивации отпадет сама собой – дети сами поставят перед собой цель и будут идти к ней, а педагогу нужно будет лишь подталкивать, да выравнивать курс.
Как следует из написанного выше, современному педагогу, который следит за изменениями в качестве своей работы и желает стать лучше, не страшны никакие проблемы, ведь решение можно найти всегда. Вынеся на свет некоторые актуальные и давно назревшие проблемы современной системы образования, я постарался показать, что при должном внимании к ним не со стороны государства, от которого, как известно, давно уже ничего хорошего не ждут, но со стороны неравнодушных педагогов, можно смело рассчитывать на улучшение качества получаемых знаний детьми, а также повышения уровня заинтересованности учащихся. Поэтому, любой учитель, вставший на «путь исправления», получает шанс минимальными усилиями и, что немаловажно, минимальными денежными вложениями обеспечить «счастливое детство», за которое будут благодарить не дедушку Ленина, товарища Сталина или партию, а его или ее лично.

P.S. Изначально статья писалась для Международной научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2013», но я решил, что здесь ее увидит больше людей и, быть может, вы оставите полезные комментарии.

Теги: образование, педагогика, инновации, общество, дети, школа

Ростовскую область можно назвать одним из крупнейших образовательных комплексов в Российской Федерации. На территории субъекта собрано около трех тысяч образовательных учреждений всех типов, организационно-правовых форм и видов, о которых говорилось в первой главе моей курсовой работы. Это говорит о том, что человек может получить любую из массовых профессий и специальностей, как следствие, быть востребованным на рынке труда.

Анализ основных документов в сфере управления образованием Ростовской области позволил выделить ряд основных проблем рассматриваемой области:

· Недостаточное финансирование учреждений образования всех типов, в связи с переходом на подушевое финансирование. Например, здания учебного учреждения большие, а в связи с малой рождаемостью, детей на обучении находится мало и, как следствие, мало средств выделяется для самого учреждения, что ведет к изношенности и частичному закрытию здания.

· Несоответствие материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов связано с невозможностью закупки компьютерных технологий в больших объемах и установки их в приспособленные кабинеты.

· Неудовлетворительный уровень доступности высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями. Выделяется недостаточное количество бюджетных мест в высших учебных заведениях.

· Дефицит, нехватка преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Недостаточный «приток» молодых высококвалифицированных специалистов в образовательные учреждения. Средний возраст педагогов 45 лет и увеличивается с каждым годом.

· Низкая оплата труда работников образования и как следствие непопулярность профессии, непривлекательность рабочих мест.

· Недостаточное соответствие мировому уровню стандартов образования. Гражданин России должен составлять достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке.

· Проблема поставки учебного и школьного оборудования из-за нововведений в области закупок через интернет.

· При введении электронного документооборота в виду не полного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения.

· С введением единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации повысился уровень коррупции;

· Неготовность старых педагогов и неприятие ими внедрения новых методик и технологий в учебный процесс, поэтому и возникла необходимость в переобучении, переподготовке кадров.

· Старые методы измерения качества обучения не подходят к новым методикам образования. Не существует единой оценки качества выполнения образовательных услуг.

Выделяют и другие острые и тревожные социальные аспекты, такие как: изменение содержания программ; резкое сокращение аудиторных занятий; принцип сближения (слияния) государственных и негосударственных образовательных учреждений на коммерческой основе, но детально их рассмотреть невозможно в силу ограниченности объема курсовой работы.

В связи со стремительным развитием научно-технического прогресса появляется необходимость реформирования системы образования. Так как появляются новые технологии во всех отраслях экономики и наш гражданин должен ими владеть в полной мере. Создание независимых систем оценки качества образования, включающих национальные экзамены, сегодня является важнейшим направлением модернизации большинства образовательных систем.

Следует отметить, что пристальное внимание в деятельности региональных управленческих структур должно быть уделено повышению уровня управления образованием путем создания эффективной системы подготовки высококвалифицированного кадрового потенциала. Высококвалифицированные кадры являются первоосновой для эффективного функционирования образовательной деятельности. Результаты опросов населения свидетельствуют о том, что наибольшие затруднения в деятельности государственных и муниципальных органов управления вызывают разрозненность в принятии управленческих решений и неидеальные взаимодействия различных управленческих структур, как по горизонтали, так и по вертикали власти.

Задачи, которые выдвигает определенная система, всегда являются итогом некоторого соотношения потребностей и возможностей их осуществления, поэтому деятельность региональных управленческих структур обязана быть прогнозируемой, опережающей, определяющей планы, ориентирующей участников образовательного процесса на будущие, порой сложно прогнозируемые ценности.

Эффективность реализации организационных механизмов в процессе управления зависит от следующих факторов:

· гибкость и динамичность определяет их адаптацию к внешним социально-экономическим условиям;

· внутренняя стабильность образования;

· усредненность (необходимо не допускать крайности: от всеобщей усредненности, унифицированности до разрушения образовательного пространства).

В большей мере это также зависит от оптимального и эффективного стиля управления в региональной системе образования. Стиль должен характеризоваться тщательным учетом субъективных и объективных факторов, их рациональным использованием, стабильностью, гибкостью и динамизмом, высокой степенью адаптивности к быстроменяющимся условиям, высокой сплоченностью организации, профессионализма, нравственности, внутренней культуры персонала управления. Необходима разработка новой стратегии развития и формирования других, совершенно новых механизмов финансирования образовательной сферы, эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Деятельность управленческих структур непосредственно связана и напрямую влияет на развитие образовательной сферы. За последние годы территориальные органы управления были подвержены реорганизации, организационным изменениям. На сегодняшний день сформированы и успешно функционируют организационные структуры, ориентированные на качественное обновление системы образования.

С точки зрения описания инновационных процессов в управлении нужно отметить, что объектом обновления должны становиться не только процессы функционирования систем управления, но и оптимизация сочетания функционирования и инноваций в общей жизнедеятельности этих систем. Развитие мы не можем представить себе без определенных изменений в рассматриваемом объекте.

О развитии и прогрессе мы говорим, прежде всего, при наличии качественных изменений в системах управления. В отличие от бизнес- организаций, которые всегда ориентируются на рост своих размеров, прибыли и доли на рынке, образовательные учреждения могут повышать успешность своей деятельности и эффективность функционирования в основном за счет качественных изменений. С этой точки зрения правомерно различать совершенствование и даже оптимизацию определенных сторон и показателей управления в рамках текущего стабильного функционирования и переход его в новое качество. Это значит, что развитие предусматривает существенное изменение свойств и элементов системы управления, переорганизация структуры, вследствие чего возможно появление новых системных, интегративных качеств. Прогресс и развитие связано, прежде всего, с качественными изменениями в функционировании и работе систем управления. Сущность, смысл, назначение развития заключается в переходе системы управления в совершенно новое качественное состояние.

Выше были рассмотрены основные проблемы развития сферы образования, вследствие чего хотелось бы выделить наиболее оптимальные, пути их решения.

Для решения проблемы недостаточного финансирования учреждений образования всех типов в связи с переходом на подушевое финансирование необходимо пересмотреть дополнительное финансирование для тех учебных заведений, которые находятся в сельской местности, малонаселенных городах и не имеют возможности получения доходов от платных услуг.

Проблему несоответствия материально-технической базы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов можно исправить следующим образом: выполнить капитальные ремонты образовательных учреждений с целью приспособления этих зданий к установке современного интерактивного (интерактивные доски) и компьютерного (компьютеры, проекторы) оборудования. А также строить новые здания уже с учетом современных требований.

Недоступность высшего профессионального образования для детей из малообеспеченных семей, сирот и детей с ограниченными возможностями также необходимо решать путем увеличения количества бюджетных мест в ВУЗах за счет целевых направлений из различных районов. Это позволит таким детям получать полноценное качественное образование.

Для решения проблемы дефицита преподавательских кадров необходимо поднять престиж профессии, увеличить заработную плату педагогам, проводить агитацию молодых специалистов на работу с помощью средств массовой информации, привлекать молодых специалистов в образовательные учреждения, применяя материальную мотивацию в виде денежных выплат, а также моральную мотивацию в виде возможности получения повышенной категории.

Низкая оплата труда работников образования приводит к непопулярности профессии, непривлекательности рабочих мест. Эту проблему можно решить, например, выделением средств из областного и местного бюджета на премии и надбавки учителям. А также можно установить льготы на оплату коммунальных услуг, каковы были раньше.

Для того чтобы гражданин России мог составить достойную конкуренцию иностранцам на мировом рынке труда, необходимо усилить контроль за образовательной деятельностью, за качеством подготовки выпускников.

При введении электронного документооборота в виду неполного обеспечения населения интернет - ресурсами и компьютерной безграмотности части населения возникла проблема его внедрения. Поэтому необходимо организовать бесплатные курсы по преодолению компьютерной неграмотности. И следует упростить систему закупок учебного оборудования, дать самостоятельно образовательным учреждениям выбирать оборудование и поставщика для закупки продукции.

Также следует регулярно проводить антикоррупционные мероприятия. Требуется усиление меры ответственности, как за дачу взятки, так и за ее получение. Необходимо усилить контроль в образовательных учреждениях.

Если говорить о неготовности педагогов к внедрению новых методик и технологий в учебный процесс, то нужно повысить требования по переподготовке кадров, по повышению курсов квалификации и внедрению новых образовательный стандартов в учебный процесс.

Одной из основных и значимых проблем является то, что старые методы измерения качества образования не подходят к новым методикам образования. Нет единой оценки качества выполнения образовательных услуг. Поэтому, в первую очередь, следует разработать систему оценки качества работы педагогических коллективов, которой на данный момент как таковой ее не существует.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы о проделанной работе. Был рассмотрен исторический аспект государственного управления образованием; система органов управления образованием на федеральном и региональном уровнях, а также нормативно-правовая база этой сферы. Главным результатом работы стало выявление основных проблем в сфере образования Ростовской области.

В первой главе рассмотрена сущность сферы образования, детально описана его структура. Образование - это процесс непрерывного обучения, состоящий из нескольких последовательных уровней. Включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов: дошкольные, общеобразовательные, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.), учреждения дополнительного образования, другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

В становлении системы образования России можно выделить три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия. Каждый этап отличается своей индивидуальной историей и разными предпосылками к реформированию образовательной сферы. Во втором разделе первой главы изучены правовые и организационные основы функционирования системы управления образованием в России.

Современный этап развития управления системой образования в Российской Федерации характеризуется децентрализацией, регионализацией и муниципализацией, т.е. делегированием государством части полномочий в области образования региональными муниципальным органам власти и управления, наделение их определенными правами и обязанностями в решении конкретных проблем территориальных образовательных систем. Деятельность в данном направлении приводит к тому, что социальные институты, местное сообщество объединяются вокруг решения задач образования, в результате чего прорабатываются общественные цели образования и создаются государственно-общественные органы управления образованием.

Во второй главе также рассмотрена образовательная сфера Ростовской области. Было установлено, что работа региональных органов управления образованием связана с различными проблемами и трудностями, вызванными недостаточной нормативно-правовой базой, организационными и экономическими механизмами, ограниченностью материально-ресурсного обеспечения.

В связи с этим многое еще требует решения: совершенствование кадровой политики с целью привлечения, закрепления и профессионального роста кадров, более активная поддержка лучших педагогов и талантливой молодежи, расширение практики использования современных информационных технологий, продолжение работы по созданию современной образовательной инфраструктуры, развитие общественной составляющей в управлении образованием.

Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Система образования является одной из важнейших структур, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественнонаучных знаний. Образование, предъявляя человеку моральные и духовные ценности, составляющие достояние общественной культуры или претендующие на включение в сокровищницы культуры, позволяет сформировать духовный облик человека. Содержание образования формируется на основе достижений человеческого познания. Доведение до сознания членов общества накопленных знаний обеспечивает не только поддержание достигнутого уровня цивилизации общества и функционирование производства, но и прогресс общества.

В современной школе существует целый ряд нерешенных или недостаточно решенных проблем, которые актуальны для профессиональной деятельности учителя. Проблем у современной школы больше чем достаточно и охватить все из них невозможно. В борьбе за качество образования большая роль отводится содержанию и структуре образования. Школой чаще всего и структура и содержание «спускается сверху». Иначе нельзя – будет нарушено образовательное пространство. Не согласиться с этим нельзя.

С какими трудностями сталкивается современная школа (на мой взгляд), какие проблемы ей предстоит решить, чтобы повысить качественные результаты предоставляемых ею услуг?

  1. Недостаточная интенсивность и эффективность встречной деятельности – учения, т. е. низкая активность ученика в процессе обучения. Задача учителя, не только самому работать на уроке, а добиться не мене продуктивной работы от ученика. И это должна быть не эпизодическая активность на некоторых уроках и по некоторым предметам, а создание целой системы обучения, системы всех методик, при которых учащийся не сможет быть неактивным в принципе.
  2. Характер обучения таков, что учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». В школе нужно, конечно же, объяснять и иллюстрировать, но всё это должно быть подчинено одной цели: пониманию и усвоению учащимися существа изучаемых предметов и науки, а не упрощенному изложению и красочному описанию.
  3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. А чего стоит наукообразность учебных пособий для учащихся? Авторы их, похоже, плохо знакомы с особенностями детской психологии и начисто забывают, что когда-то сами были детьми. Отсюда мы имеем проблему отсутствия творчества, поиска в работе учащихся. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике неприменимы.
  4. Почти полное забвение воспитательной стороны образовательного процесса. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы, реально работающей повсеместно, так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. Это значит, что нарушены все ранее существовавшие и выполнявшие важнейшую функцию воспитательного процесса «внешние инструменты (средства массовой информации, цензура, кинематограф, литература и т.д.). Такое впечатление, что хороший лозунг школы для ученика «Будь успешным» в условиях современной школы звучит как «Главное быть богатым и знаменитым» или «Бери от жизни все».
  5. Отказываясь от воспитательной функции, отказываясь от роли «воспитателя» в пользу роли «обучателя», современная школа все более склоняется теперь в сторону превращения себя в некую «обучающую машину». Все более и более обретая теперь функции некоего бездушного агрегата, совмещающего в себе отчасти функции копировального аппарата, а отчасти коммерческо-производственного конвейера. Школа теперь приближается к облику некой «обездушенной фабрики знаний» или «копировального устройства», типа того же ксерокса, по передаче суммы знаний от одних людей – учителей, другим людям – детям. И оттого дети для школы теперь нередко словно «бездушный продукт» или столь же «бездушная продукция». Они теперь не «подрастающее поколение» не «растущая смена» и не «взрослеющая часть общества», они теперь просто «те» в кого нужно вложить (в том числе и за деньги) какие-то определенные знания. Не удивительно, что в таких «казенных» условиях учителя вынуждены в качестве мотивации своей и мотивации своих учеников выдвигать чаще всего меркантильные, материальные интересы и ценности. А не в том числе – или даже, прежде всего – моральные и духовные, как стремилась делать школа в советские или даже в «царские» времена. И не удивительно, что в таких условиях учитель теперь все более отдаляется от прежней формулы: «учитель (читай – школа) – сеятель доброго, светло, вечного.
  6. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. Прослеживается общая ориентировка обучения на середняка, на школьников с некоторой средней успеваемостью, но при этом одинаково нехорошо как высоко успевающим, так и отстающим ученикам. В условиях современного массового обучения все эти вопросы еще ждут своего решения.
  7. Нежелание значительной части учителей работать по-новому, с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. Старшая возрастная категория учителей (а это сегодня основной костяк любого учебного заведения) «дорабатывает» свой трудовой стаж и не считает нужным овладевать современными инновациями. Наши дети в некоторых вопросах технического обеспечения уже на шаг впереди нас. Как же можно не стремиться хотя бы догнать их? Коллеги, за окном XXI век!
  8. Отсутствие инструментов сдерживания агрессии и непослушания учеников. Демократизация общественной жизни лишила учителей этих инструментов, но ничего кроме взаимной возможности отстаивания ущемленных интересов в суде не дала. Но ведь по каждому случаю в суд, как говорится, не набегаешься. Отсюда - отсутствие порядка в школе.
  9. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Мы должны спросить родителей, желают ли они видеть своих детей образованными себялюбцами и неблагодарными эгоистами? А может быть, они желают вырастить практичного рационалиста, озабоченного земным успехом и карьерой? Желают они видеть своих детей достойными сынами Отечества или же растят гражданина какого-либо иного государства? Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина для нашего Отечества. На каких началах должна основываться система образования, каково должно быть содержание образовательного процесса, чтобы ребенок радовал родителей добротой, послушанием, трудолюбием, смирением? Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок правильно развивался, чтобы в нем не угасала духовная жизнь, пробужденная в семье, чтобы он освоил начала наук, познал родную и мировую культуру, чтобы он был патриотом своей Родины, готовым в трудную минуту живот свой за нее положить? Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях. Школа, основанная на православной традиции, является единственной природосообразной и научной, позволяющей детям всех национальностей и конфессий войти в мировую культуру посредством русской культуры, при этом создав условия и для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа?
  1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. Особенности предвидения наступления результатов обучения. Повседневная организаторская деятельность педагога и специфика её проявления. Реализация целей и функций контрольно оценочной и стимулирующей деятельности на практике.
  2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования; распространение идей гуманизма в образовании.
  3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры.
  4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
  5. Развивающая и воспитывающая направленность образования. Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путем активизации их познавательных потребностей и возможностей.
  6. Организация образования на компетентностной основе. В качестве результатов освоения содержания образования для каждого выпускника должен стать комплекс компетенций.
Я желаю учителям стать необходимыми и любимыми для учеников и коллег. Это залог обретения творческой свободы, а без нее – как стать школой, в которую хочется идти утром и детям, и взрослым?

Литература

  1. Васильева Н.В. Образование сегодня и завтра: пути преодоления кризиса.- М.: ЗАО, Изд-во Экономика, 2011.
  2. Социальные проблемы образования: методология, теория, технология. Сборник научных статей. Редактор О.А. Панина. - Саратов. - 1999.
  3. Слободчиков В. Новое образование – путь к новому сообществу // Народное образование 1998 №5.

Отметим однако, что совпадение это заметно скорее в теории, чем на практике. Такая ситуация обусловливается последствиями изменения российской модели СО. От концепции государственной собственности на рабочую силу СО РФ медленно, но верно переходит к концепции, которая будет учитывать законы рыночной конкуренции. В результате этого процесса возникает ряд проблем, которые могут ввести СО РФ в состояние общей стагнации.

1. Неопределенность школьного образования

Она заключается в отсутствии конкретного «образовательного вектора». Школьника учат всему понемногу, без определенной цели. При этом образование, которое ребенку предлагают современные российские школы, как правило, носит сугубо теоретический характер, тогда как на данном этапе становления личности человеку требуются как раз практические навыки. Ярким доказательством этому служат результаты проводимого недавно исследования в области системы образования в рамках международного образовательного рейтинга PISA *. Чтобы обрисовать ситуацию самым наглядным образом, обратимся к 2003 г., когда Россия заняла в рейтинге всего лишь 29-е место из 40 возможных *.

Охарактеризуем сам рейтинг. Он составляется раз в три года, чтобы проследить общую тенденцию развития систем образования в различных (преимущественно европейских) странах. Особо отметим, что в тестах РISA акцент делается не на теоретическую подкованность тестируемого, а на умение применить свои навыки на практике, т.е. оценивается не степень усвоения пройденного материала, а способность использовать полученные знания в реальной жизни. Проверяется не то, насколько хорошо 15-летние школьники усвоили учебную программу, а насколько успешно они могут применить эти знания в реальных жизненных ситуациях. От них не требуют доказать теорему Пифагора, а просят рассчитать, хватит ли садовнику куска веревки такой-то длины для огораживания клумбы такого-то размера. Задача – понять, хватит ли школьникам полученных знаний для полноценной взрослой жизни. Знания оценивают в трех областях: в математике, естественных науках и чтении. Школьникам и студентам техникумов предлагают двухчасовой тест из 60–80 заданий.

К сожалению, многие российские школьники тест не прошли. Это произошло по причине того, что существующие образовательные методы, учебные программы и курсы явно не нацелены на то, чтобы «научить ребенка жизни». Вот пример одной из предложенных задач: «Пришел Сережа в спортивный магазин, который торгует запчастями для скейтборда, у него в кармане 120 рублей. Он может выбрать одну из трех досок, один из двух видов колес и подшипников. Сколько вариантов скейтборда можно составить на 120 рублей? Из каких деталей можно собрать самый дешевый и, наоборот, самый дорогой скейтборд?» Практическая направленность такого задания налицо. У наших школьников этот тест вызвал довольно много проблем. Ведь их никто не учил заниматься подобными вычислениями. Многие ребята просто не ожидали подобного задания, не были к нему готовы. «В учебнике такого не было». Не было там и задач на сообразительность, статистических таблиц. В российских школах детей не учат работать с данными, проводить аналогии, анализировать. Между тем, все эти умения необходимы в серьезной взрослой жизни.


2. Сомнительная эффективность единого государственного экзамена

Пройдя первую ступень образовательной системы (завершив обучение в школе), молодой россиянин сталкивается с проблемой сдачи единого государственного экзамена. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», до 2009 г. ЕГЭ будет введен поэтапно во всей стране. На эту систему оценки знаний школьников Госдума РФ возлагает большие надежды: она должна стать эффективным инструментом в борьбе с коррупцией в сфере образования, сделать образование более доступным и, наконец, поднять качество обучения на должную высоту. На первый взгляд, организация этого экзамена предельно проста и весьма эффективна: знания школьника оцениваются независимым экспертом, используется единая форма экзаменов, повышается объективность оценки и т.п. Но видимая ясность и простота скрывает достаточно серьезные проблемы.

Многие российские школы (а точнее – большинство учителей этих школ) просто не готовы к такой форме проведения экзаменов. Ведь принятие решения об оценке теперь возлагается на компьютер, а не на конкретного человека. Знания оцениваются исключительно исходя из заполненного бланка ЕГЭ, а не на основе представления учителя о потенциале и степени развития учащегося.

Известно, что практически все преподаватели имеют свои собственные критерии оценки и поэтому «навязать» единую систему критериев оценивания крайне сложно. Формально она существовать будет, но вот будут ли ею пользоваться учителя и стоит ли это делать – большой вопрос. Игорь Апольский, «Учитель года-2006», весьма обоснованно считает, что ЕГЭ может существовать только на уровне одной из форм выборочного экзамена. Ведь нельзя же оценить сочинение или изложение только с позиций орфографии и пунктуации, как это делает компьютер. Г-н Апольский считает, что удостоился такого высокого звания именно благодаря тому, что он учит детей литературе – творчеству, слову. А творческую работу машина оценить вообще не способна. По его словам, «многие западные школы, наоборот, уходят от этой системы, убедившись, что объективных результатов она не дает».

Далее, на основе статьи Сергея Телегина * приведем некоторые примеры из тестов ЕГЭ. Они бывают разных видов: самые простейшие представляют собой вопрос и перечень ответов на него, среди которых нужно выбрать правильный. Это так называемые закрытые тесты. Есть тесты с заданием, на который требуется дать однозначный ответ, например «да» или «нет», вставить пропущенную букву, слово, а если это задача, то записать только ответ без какого-либо решения или обоснования. Эти тесты называются открытыми. Становится очевидным, что при помощи тестов можно проверить только формализованные знания: знания фактов, названий, фамилий и т. п. По своему основному предназначению, по сути их конструирования тесты не допускают вариативности, неоднозначности постановки вопроса и, соответственно, формулировки ответа, а главное – они в принципе не допускают возможности задать вопрос «почему?» и получить на него ответ. Тесты не устраняют ситуации случайного угадывания правильного ответа и не дают возможности школьникам уточнить расплывчатые и часто спорные формулировки вопросов типа: «Какой конфликт в произведении М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является основным: Печорина и светского общества, Печорина с самим собой, Печорина и Максима Максимыча, Печорина и Грушницкого?». Тесты лишают оцениваемого ученика возможности ответить полно и доказательно, рассмотреть различные варианты, пути решения проблемы. И, наконец, тесты не позволяют проявить свою индивидуальность в беседе с экзаменатором. В дополнение к этому система тестирования ограничена рамками компьютерной считки и оценки информации, что исключает право экзаменуемых на техническую ошибку, описку. А это очень сильно искажает объективность картины, что, в конечном итоге, может помешать ЕГЭ стать реальным индикатором конкурентоспособности учебных заведений.

Вот некоторые примеры, связанные с техническими ограничениями тестирования, из опыта сдачи в Москве экзамена по математике. Этот предмет в наибольшей степени «укладывается» в рамки теста, тем не менее проблемы есть и здесь. Эксперты, проверяющие задания «С», отмечали большое количество вычислительных ошибок и описок. По нормальным, объективным критериям проверки, если ход решения задачи правильный, отметка снижается незначительно. Ведь главное – найти правильный путь, способ решения, а еще лучше, если выпускник сможет продемонстрировать несколько путей, вариантов решения задачи. Ошибка при счете в таком случае – мелочь, и это учитывается людьми, проверяющими работы. Но в части «А» и «В» вычислительная ошибка катастрофична: их проверяет «объективный» компьютер, который не будет «входить в обстоятельства».

Еще пример. Для решения заданий по группе «С» дается только один закодированный лист бумаги, максимальная оценка при этом ставится «за полное обоснование всех ключевых моментов решения». Учителям, пробовавшим свои силы, не удалось уместить все решение на таком ограниченном пространстве. Это идет вразрез с традицией и со здравым смыслом. Ребенок на одном листе в лучшем случае сможет написать лишь конспект решения. Но выяснилось, что дополнительные листы невозможны – их «физически» не сможет считать компьютер! При этом черновик – на него тоже дается один листок – никто не смотрит. Его отбирают только для того, чтобы не было утечки информации. А между тем черновики проверяются и на традиционном экзамене, и в медальных комиссиях, и на олимпиадах (при расхождении оценок сомнения трактуются в пользу ученика). Такая практика испытана многолетним экзаменационным опытом. Она дает дополнительную картину подготовленности экзаменуемого: в случае, если задача не решена до конца, черновик может показать, решалась ли она вообще, правильным ли было начало решения и т. д. Условия же строжайшей «секретности» вкупе с ограничениями «объективной» компьютерной считки лишают ЕГЭ возможности наиболее полно и объективно оценивать.

Таким образом, ЕГЭ может оказаться не подспорьем СО РФ, а одним из главных негативных элементов, тормозящим ее развитие. По словам Олега Смолина, заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, вместо развития личности ребенка, происходит некое «натаскивание» на тестирование. Получается, что ЕГЭ не развивает творческие способности, а в лучшем случае выявляет эрудицию. «Приняв ЕГЭ, мы понизим творческий потенциал нации», – утверждает г-н Смолин. В итоге возникает вопрос: а эффективен ли ЕГЭ? Ведь получается, что объективных знаний он не показывает. Особенно, если поверить свидетельствам выпускников–участников ЕГЭ, которые рассказывают о случаях, когда «медалисты» переписывали все задания на листок (варианты «В» и «С»), потом просились выйти (за время тестирования можно выйти два раза), а их ожидал преподаватель по алгебре, «который все решал» *.

3. Снижение качества высшего образования

В РФ на 1000 человек приходится 50 студентов. По охвату населения высшее образование у нас на высшем уровне *. Но количество – не качество. Из более чем 3000 вузов Совет по образованию и науке при Президенте РФ рекомендует абитуриентам лишь 150 *. Есть среди них и коммерческие. Но чаще все-таки дипломы коммерческих вузов знаний не гарантируют. К сожалению, подготовка грамотных специалистов рассматривается многими такими учреждениями не с точки зрения участия в реализации доктрины экономического роста РФ, а исключительно как способ обогащения. В результате в некоторых вузах имеет место образовательный процесс, при котором студент не получает образование, а просто числится. Таким образом, исключается практический характер занятий, а вуз выступает в роли предприятия по производству дипломов.

С другой стороны, по причине безответственного отношения к программам обучения снижается и общий уровень подготовки студентов. Это значит, что иногда преподаватель старается не научить студентов, а прочитать лекцию. Мы приходим к тому, что во главу угла ставятся требования Федерального агентства по образованию, а не конкретные потребности учащихся. Преподается не тот материал, который необходим студенту, а тот, который преподаватель считает нужным ему преподать. При этом формально все может выглядеть очень правильно: конкретный курс лекций, конкретная программа, соответствующая методическим требованиям. Реально же весь инновационный учебный план так и остается на бумаге. На деле преподаватель может прочитать лекцию совсем по другим темам. За ним ведь нет контроля. Чиновник из комиссии Федерального агентства проверит лишь учебный план. Максимум – проведет проверку остаточных знаний студентов.

Такая ситуация очень негативно сказывается на экономике РФ. В поисках дополнительных источников поступления денежных средств и при отсутствии эффективной и прозрачной системы контроля за образовательным процессом вузы открывают новые специальности и специализации, количественный прием на которые, как, впрочем, и методика обучения, не всегда бывают продуманными и обоснованными. В результате значительное число выпускников, в том числе престижных сегодня юридических и экономических специальностей, остаются невостребованными, а государственные вложения в образование не всегда используются рационально. Затраченные на обучение специалистов бюджетные средства не возвращаются в бюджет в виде новой стоимости и налогов, поскольку выпускники невостребованных специальностей не задействованы в процессе воспроизводства.

Указанные выше факторы – это лишь симптомы ухудшения СО РФ. Есть также и основные причины происходящих ухудшений: политические, экономические, социальные. Главная же проблема современного российского образования состоит в том, что большинство участников СО РФ не осознают степень негативности существующей ситуации и не только не пытаются выбраться из кризиса, но всячески его усугубляют.

Несмотря на все описанные выше реформы и нововведения, остается сделать совсем неутешительный вывод о том, что в ближайшее время в РФ продолжит функционировать морально устаревшая система образования. Это значит, что многие вузы (за исключением наиболее авторитетных) продолжат подготовку специалистов без подробного мониторинга запросов рынка, а из университетов будут выходить невостребованные выпускники, которым придется переучиваться уже на рабочем месте.

Последние материалы раздела:

Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы
Носитель генетической информации Носителями наследственной информации в клетке являются молекулы

Урок по общей биологии. Тема: «ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код». Цель урока : закрепить знания о строении ДНК и РНК,...

Что обозначает окончание
Что обозначает окончание

Помимо обычных изменяемых слов в русском языке существуют слова без окончания. Эти слова относятся к неизменяемым частям речи, таким как...

Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс
Pet Shop Boys. Факты о песнях. «Как я выучился ненавидеть рок-н-ролл»: за что мы любим Pet Shop Boys Солист группы пет шоп бойс

Родился 10 Июля 1954 года в Великобритании, пригороде Ньюкасла - север страны. Старшая сестра - Сьюзан. Двое младших братьев - Саймон и Филипп....