Какие народы являются коренным населением южной америки. Индейцы южной америки

Я - просто индеец. Ветер в моих волосах. Я - просто индеец. Дождь мою краску смыл. В моих руках моя сила, танец в моих ногах. Я буду идти, пока моих хватит сил.

Индейцы - название коренного населения Америки, данное туземцам Колумбом, считавшим, что открытые им земли на самом деле Индия. В наше время во многих американских странах название "индейцы" заменяется словом "коренное население".

Предки индейцев пришли из Северо-Восточной Азии и заселили оба американских континента примерно 11-12 тыс. лет назад . Языки индейцев составляют отдельную группу индейских (америндских) языков, подразделяющихся на 8 североамериканских, 5 центральноамериканских и 8 южноамериканских семей.

У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. Позднее в их культуре появились мифы о каймане - покровителе пищи и влаги и добрых духах растений, а также мифы, присущие всем видам мифологий - о сотворении мира.

Когда индейцы стали широко использовать в земледелии культуру маиса, появились мифы о верховном женском божестве - «богине с косами». Интересно, что у богини нет имени, и её название принимается лишь условно, являясь примерным переводом. Образ богини объединяет представление индейцев о духах растений и животных. «Богиня с косами» является одновременно олицетворением и земли, и неба, и жизни и смерти.

Выделяется несколько хозяйственно-культурных типов индейцев, существовавших к началу европейской колонизации, и соответствующих им историко-культурных областей.

Охотники и рыболовы Субарктики (северные атапаски и часть алгонкинов). Населяют тайгу и лесотундру Канады и внутренних районов Аляски. Выделяются три подобласти: равнины Канадского щита и бассейн реки Макензи, где обитают алгонкины (северные оджибве, кри, монтанье-наскапи, микмаки, восточные абенаки) и восточные атапаски (чипевайан, слэйви и др.); субарктические Кордильеры (от среднего течения реки Фрейзер до хребта Брукс на севере), которые населяют атапаски чилкотин, карриер, талтан, каска, тагиш, хан, кучин и др., а также внутриматериковые тлинкиты; внутренние районы Аляски (атапаски танана, коюкон, колчан, атна, ингалик, танаина). Занимались сезонной охотой, главным образом на крупную дичь (северный олень-карибу, лось, в Кордильерах также горный баран, снежная коза), сезонным рыболовством, собирательством (ягоды). В Кордильерах большое значение имела также охота на мелких зверей и птиц (куропатка). Охота главным образом загонная и с ловушками. Орудия из камня, кости, дерева; ряд народов на западе (тутчон, кучин и др.) использовал добытую (атна) или покупную самородную медь. Транспорт: зимой - снегоступы, сани-тобогган, летом - каноэ, сшитые из бересты (в Кордильерах - также из еловой коры). Делали одеяла из полосок меха, сумки из шкур и бересты, развита выделка замши.

Традиционная одежда (рубахи, штаны, мокасины и ноговицы, варежки) из шкур и замши, украшена иглами дикобраза и мехом, позднее бисером. Заготовляли сушёное мясо, размолов и смешав с жиром (пеммикан), и юколу. В Кордильерах употребляли ферментированные рыбу и мясо. Жилище в основном каркасное, крытое шкурами или корой, коническое или куполовидное из связанных концами жердей или врытых в землю опор с перекладинами, на западе также прямоугольное, на Аляске каркасные полуземлянки, крытые шкурами, землёй и мхом, у слэйви и чилкотин - постройки из брёвен и досок в виде двускатного шалаша.

Вели полукочевой образ жизни, концентрируясь и распадаясь на мелкие группы в зависимости от календарного цикла. Преобладала малая семья. Домохозяйства (из родственных малых семей или большесемейные) входили в локальную и региональную группы. У атапасков Аляски и отчасти Кордильер существовали также матрилинейные роды. Отдельные группы индейцев Кордильер заимствовали элементы родственной структуры у индейцев северо-западного побережья. Втянутые европейцами в торговлю пушниной, многие группы стали сезонно селиться в посёлках у миссий и торговых факторий.

Рыболовы, охотники и собиратели северо-западного побережья Северной Америки. Этнолингвистический состав сложен: вакаши (квакиутл, нутка, белла белла, хайсла, маках и др.), салиши (белла кула, тилламук, центральные салиши), макросемья на-дене (атапаски Орегона, тлинкиты, возможно, также хайда) и семья цимшиан.

Основные занятия - морское и речное рыболовство (лосось, палтус, треска, сельдь, рыба-свеча, осётр и др.) с помощью запруд, сетей, крючков, ловушек и промысел морского зверя (у нутка, маках - китов) на плоскодонных долблёных лодках с помощью каменных и костяных гарпунов, копий. Охотились на снежных коз, оленей, лосей и пушного зверя, собирали корни, ягоды и др.

Были развиты художественные ремёсла: плетение (корзины, шляпы), ткачество (накидки из шерсти снежных коз), обработка кости, рога, камня и особенно дерева - характерны тотемные столбы из кедра возле домов, маски и др. Знали холодную ковку самородной меди. Жили в поселениях в больших прямоугольных домах из досок с двускатной или плоской крышей, покидая их на время летнего сезона. Существовала престижная экономика (обычай потлача), характерны имущественное и социальное неравенство, развитая и сложная социальная стратификация, деление на знать, общинников, рабов (рабство пленных, долговое рабство на юге).

Выделяются районы: северный (тлинкиты, хайда, цимшиан, хайсла) и южный (большая часть вакашей и другие народы к югу). На севере были характерны матрилинейная родственная структура, ношение женщинами лабреток в нижней губе, для юга - обычай деформации головы, би- и патрилинейность. Вакаши и прибрежные салиши также могут быть выделены в промежуточный центральный район. На севере и у вакашей распространён тотемизм, у вакашей и белла кула - ритуальные тайные общества, заимствованные также народами Севера.

Собиратели и охотники Калифорнии. Этнолингвистический состав разнороден: хока (карок, шаста, ачумави, атсугеви, яна, помо, салинан, чумаш, типаи-ипаи и др.), юки (юки, ваппо), пенути (винту, номлаки, патвин, майду, нисенан, йокутс, мивок, костаньо), шошоны (габриелино, луисеньо, кауильа, серрано, тубатубал, моно), макросемьи алгик (юрок, вийот), атапаски (толова, хупа, като).

Основные занятия - полуоседлое собирательство (жёлуди, семена, травы, клубни, корни, ягоды; насекомые - кузнечики и др.), рыболовство, охота (олень и др.), у народов южного побережья (чумаш, луисеньо, габриелино) - морское рыболовство и морской зверобойный промысел (также на севере у вийот). При сборе семян применяли особые орудия - семявыбивалки. Для поддержания продуктивности собирательских угодий практиковалось регулярное выжигание растительности.

Основной продукт питания - промытая желудёвая мука, из которой варили кашу в корзинах, опуская туда раскалённые камни, и пекли хлеб. Меновым эквивалентом служили связки дисков из раковин. Было развито плетение (водонепроницаемые корзины); как декоративный материал использовали птичьи перья. Жилища - куполообразные землянки, конические шалаши из пластин коры секвойи, хижины из тростника и хвороста. Характерны ритуальные парильни (полуземлянки) и маленькие амбары для желудей (на сваях и платформах). Одежда - набедренные повязки у мужчин и юбки-передники у женщин, накидки из шкур.

Преобладающая социальная единица - линидж (главным образом патрилинейный), территориально-потестарная - трайблет (100-2000 человек), который обычно включал несколько селений, во главе с вождем одного из них - нередко наследственным (по линиджу), занимающим привилегированное положение. Существовали ритуальные общества. Типичны случаи мужского (иногда женского) травестизма.

Индейцы богатой рыбой северо-западной Калифорнии (юрок, толова, вийот, карок, хупа, чимарико) по хозяйственно-культурному типу приближались к индейцам северо-западного побережья. Население сосредоточивалось вдоль рек, основное занятие - рыболовство (лосось). Существовало имущественное расслоение, долговое рабство. Индейцы нагорья в северо-восточной Калифорнии (ачумави, атсугеви) имели некоторое сходство с индейцами Плато и Большого Бассейна. Основные занятия - собирательство (корни, луковицы, в некоторых местах - жёлуди и др.), рыболовство, охота на оленей и водоплавающую птицу. На северо-западе и северо-востоке Калифорнии не выявлены признаки родовой организации. На юге Калифорнии заметно культурное влияние индейцев юго-запада Северной Америки, у ряда народов была известна лепная керамика.

Земледельцы лесов Востока Северной Америки. Сочетали ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, тыква, фасоль и др.) с охотой (на северо-востоке сезонной), рыболовством и собирательством. Орудия из камня, дерева, кости; знали холодную обработку меди, изготовление лепной керамики. Месторождения меди разрабатывались к западе от озера Верхнее и в Аппалачах. Обрабатывали землю палками и мотыгами из лопаток и рогов оленя и лося. Поселения часто укреплённые. Распространены татуировка и раскраска тела, использование перьев птиц в декоративных целях и для одежды. Выделяются два региона: Северо-Восток и Юго-Восток.

Индейцы Северо-Востока (ирокезы, алгонкины) обитали в лесах умеренного пояса (на западе также в лесостепи) в районе Великих озёр. Собирали кленовый сок. Были развиты обработка дерева, плетение. Изготовляли лодки из коры и долблёнки, одежду и обувь (мокасины) из шкур и замши, украшенной иглами дикобраза. Жилище - большой прямоугольный каркасный дом или овальное, иногда круглое, куполообразное сооружение с каркасом из ветвей (вигвам), крытое пластинами коры или травяными циновками; на севере также крытый корой конический шалаш.

Регион включал три историко-культурных района. В восточном (от озера Онтарио к северо-запад до озера Гурон и к юго-Восток до Атлантического океана) у ирокезов (гуроны, собственно ирокезы) и части восточных алгонкинов (делавары, могикане) в основе социальной организации - матрилинейный род с делением на линиджи и сублиниджи, образующие семейно-родственные общины, занимавшие длинные дома.

У ирокезов, гуронов, могикан - племенная организация, возникали союзы племён (Лига ирокезов, в XVII веке - конфедерация могикан); у приатлантических алгонкинов основная социально-потестарная единица - деревня, счёт родства - патрилинейный или билинейный, возникали территориальные группы и их объединения во главе с наследственными вождями, возможно, протовождества (сахемство наррагансетов и др.). Был развит обмен. С XVI века как меновый эквивалент и в церемониальных целях использовался вампум (бусы из раковин). Традиционное оружие - особой формы деревянные палицы (со сферической головкой, с каменым или металлич. лезвием). В западном районе (север-восток бассейна Миссисипи, области к югу и юго-западу от озера Мичиган, Гурон, Верхнее), населённом главным образом центральными алгонкинами (меномини, потеватоми, саук, фокс, кикапу, маскутен, шауни, группы племён иллинойс и майами) и отчасти сиу (виннебаго), характерны патрилинейные роды, племенная организация с дуальной потестарной структурой ("мирные" и "военные" институты), полуоседлое сезонное обитание - летом в каркасных домах в земледельческих селениях по берегам рек, зимой в вигвамах в охотничьих лагерях. Охотились на оленей, бизонов, другую дичь.

Существовали ритуальные общества и фратрии (как и у ирокезов на востоке), большие семьи. Северный район (к северу от Великих озёр, также юго-восточный Квебек, Нью-Хэмпшир и Вермонт), населённый алгонкинами (юго-западные и юго-восточные оджибве, оттава, собственно алгонкины, западные абенаки), составлял переходную зону к Субарктике. Земледелие (кукуруза) из-за широтно-климатических условий имело подсобное значение, главное занятие - рыболовство в сочетании с собирательством и охотой. Характерен патрилинейный локализованный тотемный род. Летом концентрировались у рыбных промыслов, остальное время жили дисперсно небольшими группами. На западе около озера Верхнее и Мичиган у меномини, оджибве и других важное значение имел сбор дикого риса.

Культуры индейцев Юго-Востока развивались в условиях субтропических лесов (от долины реки Миссисипи до Атлантического океана). Относятся к мускогам, на периферии региона жили алгонкины Северной Каролины и Виргинии, ирокезы (чироки) и сиу (тутело и другие).

На охоте использовали духовую трубку. Зимнее жилище круглое, на земляной платформе (высотой до 1 м), бревенчатое, крыша из жердей с глиной и травой в промежутках, летнее - прямоугольное двухкамерное с белёными стенами, у семинолов во Флориде - свайное с двускатной крышей из пальмовых листьев, у алгонкинов - каркасное, крытое корой. Родственная структура основана на материнской филиации (кроме ючи). Для мускогов характерно деление племени на "мирную" и "военную" половины. У криков, чокто существовали союзы племён, у натчей и ряда других народов юго-востока и бассейна Миссисипи - вождества, возникавшие с VIII-X веков после демографического взрыва в результате широкого распространения кукурузы. Развивалась социальная стратификация, выделилась привилегированная элита.

Конные охотники Великих равнин. Относятся к сиу (ассинибойны, кроу, дакота), алгонкинам (чейенны, арапахо, черноногие), кэддо (собственно кэддо), шошонам (команчи), кайова-таноанской семье (кайова). Были вытеснены на Великие равнины с северо-востока и запада Северной Америки до и в ходе европейской колонизации XVII-XVIII веков. Заимствовав у европейцев лошадь и огнестрельное оружие, занялись коневодством и кочевой охотой на бизонов, а также на оленей, лосей, антилоп-вилорогов. Летом проводилась загонная охота всеми мужчинами племени. Оружие - лук со стрелами, копьё (у команчей, ассинибойнов), каменные булавы, позднее - ружья. Зимой распадались на кочевые общины, занимались охотой, собирательством (красный турнепс, почки молочая, чертополох, ягоды и др.). Орудия - из камня и кости. При перекочёвках имущество перевозилось на волокушах, собаках, позднее на лошадях.

Традиционное жилище - типи из шкур бизонов диаметром до 5 м, с очагом в центре и отверстием для дыма в верхушке. Общеплеменные летние лагеря имели круговую планировку с палаткой совета (тиотипи) в центре. Каждая охотничья община занимала в лагере своё место.

Традиционная одежда из оленьей или лосиной кожи украшалась перьями, иглами дикобраза и бисером. Характерны головной убор воина из орлиных перьев, браслеты и ожерелья из раковин, зубов и костей животных. Распространена татуировка и раскраска лица и тела. На востоке мужчины выбривали голову с боков, оставляя высокий гребень. Раскрашивали изделия из кожи (одежды, типи, бубны), изготовляли одеяла из шкурок. Важную роль играли общеплеменная организация, мужские союзы. Наследственная власть вождей постепенно вытеснялась властью военной элиты.

На востоке Великих равнин (прерии) сформировался переходный тип, сочетавший конную охоту на бизонов с ручным подсечно-огневым земледелием. Относятся к кэддо (арикара, уичита, пауни) и сиу (оседж, канза, понка, куапо, омаха, айова, мандан, ото, миссури). Земледельческими работами занимались в основном женщины, подготовкой полей для посева, выпасом лошадей и охотой - мужчины. Землю обрабатывали мотыгой из бизоньей лопатки, граблями из оленьих рогов, палкой-копалкой. Поселения круговой планировки, часто укреплённые. Традиционное жилище - "земляной дом" - большая (12-24 м в диаметре) полуземлянка, крыша полусферическая из ивовой коры и травы, покрытая слоем земли, имела в центре дымоход. Летние жилища-шалаши располагались на полях. После всхода посевов откочёвывали в прерии для охоты на бизонов, жили в типи. Возвращались в поселения к сбору урожая. Зимой жили по долинам небольших рек, где имелся подножный корм для лошадей и водилась дичь. Второстепенную роль играли рыболовство (с помощью плетёных ловушек) и собирательство. Преобладали родственные структуры, основанные на материнской филиации.

Два других переходных (или промежуточных) типа представлены индейцами Плато и Большого Бассейна. Собиратели, рыболовы и охотники Плато (нагорья и плато к северу от Большого Бассейна между Каскадными и Скалистыми горами, главным образом территорий бассейнов рек Колумбия и Фрейзер): в основном сахаптины (не-персе, якима, модок, кламат и др.) и салии (собственно салии, шусвап, оканаган, калиспел, колвил, спокан, кор-дален и др.), а также кутенай (возможно, родственны алгонкинам). Занимались собирательством (луковицы растения камас, корни и др., у кламат и модок - семена водных лилий), рыболовством (лосось) и охотой. Над речными потоками строили платформы, с которых били лосося острогами или вычерпывали сетями. Было развито плетение (из корней, тростника и травы). Жилище - круглая полуземлянка с креплением из брёвен и входом через дымовое отверстие, двускатный заземлённый шалаш, крытый корой или тростником. На летних стоянках - конические шалаши, крытые тростником. Транспорт - лодки-долблёнки, на севере (кутенай, калиспел) - каноэ из еловой коры с выступающими под водой спереди и сзади концами ("осетровый нос") для мелководных речек; для перевозки грузов использовали также собак. Основная социальная единица - деревня, возглавляемая вождём. Существовали также военные вожди. Некоторые племена (модок и другие) захватывали рабов на продажу (племенам северо-западного побережья). В XVIII веке индейцы Плато подверглись сильному влиянию индейцев Великих равнин, у которых многие народы переняли коневодство, типы одежды (парадные головные уборы из перьев и др.) и жилища (типи), на востоке перешли к конной охоте на бизонов.

Охотники и собиратели Большого Бассейна: шошоны (пайют, юте, собств. шошоны, кавайису) и вашо, близкие к индейцам Калифорнии . Основные занятия - охота (на оленя, антилопу-вилорога, горного барана, кроликов, водоплавающую дичь, на севере и востоке также на бизона) и собирательство (семена горной сосны и др., в ряде районов - жёлуди), на периферии региона (запад и восток) у крупных озёр - также рыболовство. Жилище - конический шалаш или куполообразная постройка на каркасе из жердей, крытых корой, травой или тростником, ветровой заслон и полуземлянка. Сушили мясо тонкими полосками. Одежда (рубашки, штаны, мокасины с ноговицами, накидки) из шкур бизона, оленя, кроликов. Вели кочевой образ жизни, собираясь в поселениях зимой. Существовали малая семья и аморфные локальные группы. В XVIII веке переняли у индейцев Великих равнин коневодство; на севере и востоке распространилась конная охота на бизонов.

Земледельцы и скотоводы юго-запада Северной Америки (юго-запада США и севере Мексики). В регионе представлено несколько хозяйственно-культурных типов, центральное место принадлежало земледельцам пуэбло, имеющим сложный этнолингвистический состав. Расцвет их культуры падает на X-XIV века - время существования огромных многоэтажных домов-поселений (Каньон Чако, Касас-Грандес). Занимались суходольным и орошаемым земледелием (кукуруза, фасоль, тыква и др., с середины XVIII века - пшеница и хлопчатник, фруктовые деревья). У европейцев заимствовали домашних животных. Сезонная охота и собирательство носили подсобный характер. У народов, окружавших зону пуэбло (южные атапаски - навахо, апачи) или занимавших юг и восток региона (главным образом говорившие на языках юто-ацтекской семьи - пима, папаго, яки, майо, тараумара и другие, и макросемьи хока), наряду с земледелием или вместо него важное значение имели охота и собирательство (папаго, сери, отчасти апачи). У части апачей получило развитие земледелие и скотоводство (навахо). У пуэбло и навахо развито ткачество, характерны серебряные украшения с бирюзой, у многих народов - "живопись на песке" - культовые изображения из цветного песка и кукурузной муки. Социальная организация основывалась главным образом на родовых структурах с материнской филиацией, у пуэбло также на религиозных обществах.

Индейцы центральной и южной Мексики, Центральной Америки, Больших Антильских островов и Анд (майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, амусго, пипиль, чибча, кечуа и другие). Выделяются месоамериканский, карибский и андский регионы. Занимались интенсивным ручным земледелием с применением искусственного орошения (Мексика, Перу), террасирования горных склонов (Перу, Колумбия), грядковых полей (Мексика, Эквадор, горная Боливия), в лесных горных районах и тропических низменностях также подсечно-огневым земледелием. Выращивали кукурузу, бобовые, тыквенные, хлопчатник, овощи, перец-чиле, табак, в высокогорных районах - горные клубнеплоды, киноа, во влажных тропических низменностях - сладкий маниок, батат, ксантосому и др. В центральных и южных Андах разводили лам, альпак, морских свинок, в Центральной Америке - индеек, на побережье Перу - уток. Занимались охотой (в центральных Андах - облавной), рыболовство наибольшее значение имело на побережье Перу.

Традиционные ремёсла - гончарство, узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение, обработка дерева (мужчины). В доиспанских государствах были развиты архитектура, монументальное и прикладное искусство, торговля, в том числе морская - на побережьях Мексики и Эквадора. В Андах во 2-м тысячелетии до нашей эры появляется металлургия меди и золота, в 1-м тысячелетии нашей эры - бронзы. Современные поселения - хутора (касерии) и деревни разбросанной или скученной планировки (альдеа), окружающие общинный центр - посёлок-пуэбло. Жилище однокамерное, прямоугольное в плане, из сырцового кирпича, дерева и тростника, с высокой дву- или четырёхскатной соломенной крышей, на юге Центральной Америки и в Колумбии - круглое, с конической крышей.

Для Центральной Америки характерны очаги из трёх камней, плоские или трёхногие глиняные сковороды, сосуды-триподы, для Северной и Центральной Америки (особенно Мексики) - паровые бани. Традиционная одежда из хлопка, шерсти. Характерны богато орнаментированные уипили, серапе, пончо, женские распашные юбки, соломенные шляпы. Преобладала большая патриархальная семья. Во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Мексике и Перу появляются мелкие протогосударственные объединения типа вождеств, в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры - крупные государственные образования (культуры майя, сапотеков, теотиуакан, мочика, уари, тиауанако).

Индейцы южноамериканских тропических низменностей и нагорий к востоку от Анд (араваки, карибы, тупи, пано, уитото, тукано, же и другие). Основные занятия - ручное подсечно-огневое земледелие (горький и сладкий маниок, батат, ямс и другие тропические клубнеплоды, кукуруза, персиковая пальма, после контактов с европейцами - бананы), рыболовство (с применением растительных ядов), охота (с луком и духовой трубкой) и собирательство. В поймах крупных рек преобладали рыболовство и интенсивное земледелие (кукуруза), в лесах на водоразделах - охота, собирательство и примитивное огородничество, в сухих саваннах - бродячее собирательство и охота наряду с оседлым земледелием в прилегающих лесах во влажный сезон. Во влажных затопляемых саваннах Венесуэлы, Восточной Боливии, Гвианы встречалось интенсивное земледелие на грядковых полях.

Были развиты гончарство, ткачество, резьба по дереву, монументальная живопись на стенах общинных домов (тукано, карибы), изготовление украшений из перьев, после испанского завоевания - из бисера. Основное жилище - большой дом (малока) длиной 30 м и более, высотой до 25 м для больших семей и хижины для малых или больших семей. Для индейцев Бразильского нагорья характерны поселения кольцевой или подковообразной планировки. Одежда из хлопка или тапы (набедренные повязки, передники, пояса) часто отсутствовала, на западе распространялись накидки и рубахи под влиянием индейцы Анд. У индейцев к востоку от Анд преобладали автономные общины численностью до 100-300 человек, на плодородных пойменных землях Амазонки, Ориноко, Укаяли, Бени возникли вождества, во внутренних лесных районах встречались мелкие бродячие группы. Семья большая, матрилокальная, на северо-западе Амазонии - патрилокальная.

У индейцев равнины Чако (северная Аргентина, западный Парагвай, юго-восточная Боливия) - гуайкуру, ленгуа, матако, самуко и другие - основные занятия - рыболовство, собирательство, охота, примитивное земледелие (после разливов рек), после заимствования у европейцев лошади у ряда племён конная охота.

Бродячие охотники степей и полупустынь умеренного пояса Южной Америки - Патагония, пампа, Огненная Земля (тэхуэльче, пуэльче, она, или селькнам). Основное занятие - охота на копытных (гуанако, викунья, олень) и птиц (нанду), после заимствования у европейцев лошади - конная охота (кроме огнеземельцев). Характерное оружие - бола. Были развиты выделка и раскраска кожи. Традиционное жилище - тольдо. Одежда - набедренные повязки и накидки из шкур. Семья большая, патрилинейная, патрилокальная. Арауканы центрального Чили уровнем общественной организации и типом хозяйства скорее напоминали народы Амазонки.

Морские собиратели и охотники юго-запада Огненной Земли и Чилийского архипелага - ямана (яганы) и алакалуф. Европейская колонизация прервала естественное развитие культуры индейцев. После демографического шока, вызванного распространением ранее не известных болезней, европейцы заняли многие земли индейцев, оттесняя их в малопригодные для жизни районы. В Северной Америке многие народы были вовлечены в неэквивалентную торговлю мехами, в Латинской Америке - превращены в зависимых крестьян (первоначально порой и в рабов). С 1830-х годов в США стала проводиться политика переселения индейцев на запад (так называемую Индейскую территорию, с 1907 - штат Оклахома) и образования резерваций. В 1887 был начат раздел племенных земель на индивидуальные участки (аллоты). Численность индейцев в США за два столетия сократилась на 75% (237 тыс. человек в 1900), многие народы (восток США, Канады и Бразилии, Антильские острова, юг Чили и Аргентины, побережье Перу) полностью исчезли, некоторые разделились на отдельные группы (чироки, потеватоми и другие) или объединились в новые общности (индейцы Братертауна и Стокбриджа, см. в статье Могикане, ламби в штате Северная Каролина). Во многих странах Латинской Америки индейцы стали важным компонентом формирования наций (мексиканцы, гватемальцы, парагвайцы, перуанцы и другие).

Крупнейшие современные индейские народы: в Латинской Америке - кечуа, аймара, ацтеки, киче, какчикели, майя Юкатана, маме, арауканы, гуахиро, в Северной Америке - северные атапаски, навахо, собственно ирокезы, чироки, оджибве. В США официально признаны 291 индейский народ и около 200 деревенских общин аборигенов на Аляске, существует около 260 резерваций. Наибольшая численность индейского населения в штатах Оклахома, Аризона, Калифорния, в Латинской Америке - в горных областях Центральной и Южной Мексики, Гватемалы, Боливии, Перу, в Канаде - главным образом на севере провинций Онтарио и Квебек и в западных провинциях - Британская Колумбия, Саскачеван, Манитоба, Альберта. Растёт численность городского населения (свыше половины индейцев Северной Америки, особенно в городах Лос- Анджелес, Сан-Франциско, Чикаго, в Южной Америке - городах Маракайбо, Лима). Возникли города на территориях резерваций. В Канаде, в основном в северных и внутренних районах, индейцы сохранили часть этнических территорий, также превращённых в резерваци.

Современные индейцы воспринимают европейскую культуру и языки. Около 50% и в быту пользуются родным языком. Многие индейские языки находятся на грани исчезновения. На некоторых языках (кечуа, аймара, науа, гуарани) говорят по нескольку млн. человек, существует литература, печать, радиовещание. В США и некоторых странах Латинской Америки с конца XIX века наблюдается тенденция к росту численности индейцев. Уровень жизни ниже, чем у остального населения Америки. Основное занятие - работа по найму на территориях резерваций и в городах, в Канаде - на лесозаготовках; индейцы в городах в основном сохраняют связи с резервациями. Занимаются также фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, ремёслами и изготовлением сувениров, часть доходов - от туризма и сдачи своих земель в аренду. Законом 1934 в США было введено огранич. самоуправление индейских резерваций через выборные советы общин, действующие под контролем правительственного Бюро по делам индейцев. В Канаде до конца 1960-х годов около половины индейцев сохраняли традиционные занятия. В Латинской Америке занимаются в основном ручным земледелием, работой по найму на плантациях и в промышленности, кустарными промыслами. Отдельные небольшие группы в Латинской Америке в основном сохраняют традиционную культуру. В Латинской Америке, особенно в Колумбии и Перу, важным источником дохода у отдельных групп стало выращивание коки по заказам наркокартелей.

Индейцы Северной Америки в основном - католики и протестанты, индейцы Латинской Америки - в основном католики. Растёт число протестантов (главным образом в Амазонии). Характерны синкретические индеанистские культы - "религия длинного дома" (возникла около 1800 среди ирокезов), туземная церковь Америки (пейотизм) (возникла в XIX веке на севере Мексики), шейкеризм (на северо-западе Северной Америки), церковь Креста (в районе реки Укаяли, возникла в 1970-х годах), пляска духа (XIX век) и др. У индейцев Центральной и Южной Америки доиспанские культы синкретически слиты с католичеством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Характерны театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках.

С середины XX века среди индейцев наблюдаются рост этнического и политического самосознания, возрождение интереса к родному языку и культуре. В Канаде создано 57 образовательных центров, в США - 19 колледжей, контролируемых индейскими общинами. Образованы межплеменные и национальные индейские организации. Крупнейшие: в США - Национальный конгресс американских индейцев, Национальный совет городских индейцев, Национальная ассоциация президентов советов общин, Организация Движение американских индейцев - центр распространения паниндеанизма - входит в Международный совет индейских договоров, пользующийся статусом неправительственной организации ООН; в Канаде - Национальное братство (Ассамблея первых наций); в Латинской Америке - Конфедерация индейских национальностей Эквадора, "Экуарунари", Федерация центров индейцев шуар, Национальная индейская конфедерация Мексики, Национальная индейская ассоциация Панамы, Индейская конфедерация Венесуэлы, Армия бедняков Гватемалы, Союз индейских народов Бразилии, а также международные организации: Всемирный совет индейских народов, Индейский совет Южной Америки. Некоторые организации прибегают к вооруженной борьбе.

Это самый крупный в мире мемориал посвящен самому известному индейцу - Это- Мемориал Неистового Коня. Он находится в Южной Дакоте. И посвящена эта скульптурная композиция самому известному вождю индейцев, который был невероятно воинственным. Его племя Лакота до самого конца противостояло правительству Америки, которое отбирало у них землю, где они и жили.

Вождь, носивший имя Неистовый Конь стал известным еще в 1867 году. Именно тогда разгорелась страшная война между местными индейцами и европейцами, которые вторглись на континент. Только Неистовый Конь смог сплотить своих людей. И в одной из схваток они разбили даже отряд Уильяма Феттермана. Во всех важных боях, вождь принимал участие. И только его вера в будущее, добрая доля храбрости и отваги смогли убедить племя Лакота в своих силах и могуществе. Ни разу Неистового Коня не настигла стрела противника.

В середине 20 века было принято решение сделать гигантскую статую, которая бы изображала Неистового Коня во весь рост. Предложил этот проект архитектор Циолковски. Более 30 лет мастер трудился над своим шедевром, но смог доделать лишь только голову вождя. А работа над статуей продолжается и сейчас. Однако это не мешает мемориалу быть популярным местом для туристов. Тем более что тут же находится уникальный музей, который посвящен индейцам.

Индейцы захотели, чтобы памятник изображал Бешеного Коня. Основная причина в том, что Бешеный Конь был выдающимся индейцем - отважным воином и блестящим военным стратегом. Он первым из индейцев использовал систему приманок. Он никогда не подписывал никаких договоров и никогда не жил в резервации.Известна история о том, как Бешеный Конь ответил белому торговцу, насмехавшемуся над ним за отказ жить в резервации, хотя большинство индейцев из племени лакота уже жили там. Торговец спросил: «Где теперь твои земли?» Бешеный Конь «посмотрел в сторону горизонта и, указывая рукой поверх головы своей лошади, гордо сказал: „Мои земли там, где похоронены мои предки"».

В 1877 году стало ясно, что силы неравны. Продолжение войны привело бы просто к уничтожению всего народа лакота, Неистовый конь подписал акт о капитуляции. Однажды он без разрешения покинул резервацию, что породило слухи о готовящемся бунте. По возвращении он был арестован. Поначалу вождь не вполне понял, что происходит, но когда увидел, что его ведут на гаупвахту, возмутился и стал сопротивляться конвою. Один из солдат проткнул его штыком. Великий воин и вождь погиб в мирном лагере, а не в бою.

Мы индейцы, брат, выдаст нас – наш взгляд...

Очаги раннеклассового общества и государственности в Америке сложились гораздо позднее, чем в Азии, Африке и Европе ; это в значительной степени объясняется тем, что предки индейцев, первоначально очень малочисленные, затратили массу времени и усилий на освоение этой части света. Последние археологические материалы позволяют предполагать, что многие группы индейцев, особенно в Средней и Южной Америке (в области Анд), хорошо знакомые с земледелием еще пять-четыре тысячи лет назад, к рубежу новой эры достигли высокого уровня социально-экономического и культурного развития.

Коренное население Южной Америки по уровню развития разделялось на две большие группы. Территорию, лежащую к востоку от Анд, населяли народы, находившиеся на уровне первобытнообщинного строя и добывавшие средства к существованию охотой, рыболовством и собирательством. В Андах и на тихоокеанском побережье сложились сильные индейские государства с относительно высокой культурой земледелия и скотоводства, развитыми ремеслами, прикладными искусствами и начатками научных знаний.

Во внутренних районах Бразилии до сих пор существуют остатки племен языковой семьи же . Это один из народов Южной Америки, до сих пор сохранивший первобытнообщинный строй и ведущий бродячий образ жизни. На очень низкой ступени развития находились к приходу европейцев жители крайнего юга (огнеземельцы). Они не умели изготовлять одежды и защищали себя от холода звериными шкурами. Оружие делали из кости и камня, средства существования добывали охотой на гуанако и морским рыболовством, причем в море выходили на берестяных лодках.

На более высоком уровне развития находились племена, населяющие центральные и северные части материка в бассейне Ориноко и Амазонки (народы языковых семей тупи-гуарани, аравакской, карибской). Они и сейчас занимаются примитивным земледелием, возделывая маниок, кукурузу, хлопчатник. Охотятся они, применяя луки и стрелометательные трубки и используя моментально действующий растительный яд кураре. До настоящего времени эти народы сохранили родовой строй. В области южноамериканских Анд высокие культуры в I и начале II тыс. н. э. были созданы народами чибча на территории современной Колумбии и кечуа в пределах нынешних Перу, Боливии и Эквадора. Берега озера Титикака населяют аймара , один из наиболее высоко живущих народов мира. Основу коренного населения Чили составляла группа сильных земледельчиских племен, объединяемых под названием арауканов . На севере Анд, на территории современной Колумбии, к приходу испанских завоевателей сложилось культурное государство народов чибча-муиска.

В XIII-XV вв. одно из наиболее сильных племен, принадлежащих к языковой семье кечуа, инки , объединило разрозненные мелкие народы Анд и возглавило образовавшееся сильное государство. Сохранившиеся от них архитектурные памятники и письменные источники говорят о богатой и сложной цивилизации. Орошаемое земледелие было главным занятием. Инки приручили диких лам и использовали их для перевозки тяжестей, и разводили домашние виды лам, от которых получали молоко, мясо. Шерсть. Славились уменьем строить горные дороги и мосты из лиан. Знали гончарное ремесло, ткачество. Обработку золота и меди. Была частная и коллективная собственность на землю, во главе государства стоял верховный вождь с неограниченной властью. Они распространили свое влияние также и на более южные районы, где возникла самостоятельная, но близкая инкам культура оседлых земледельцев арауканов .

Помимо процессов этнической консолидации, протекавших в средне- и южноамериканских государствах, в этнической истории американских индейцев было мною других важных событии. Можно упомянуть, например, о массовых переселениях атапасков , которые освоили обширные пространства на территории современной Канады, США и Мексики, ассимилировав при этом ряд племен, говоривших на различных языках. Очень интересен процесс переселения с северного побережья Южной Америки на острова Карибского моря многочисленных племен карибов, которые истребили или подчинили себе живших здесь ранее араваков. Так как победители уничтожали почти всех мужчин из среды побежденных, то ко времени появления европейцев на этих островах сложилось своеобразное положение, при котором мужчины говорили на одном языке (карибском), а женщины на другом (аравакском). Таким образом, большинство народов Америки (как и всего мира) задолго до нашего времени было по своему происхождению этнически неоднородным и включало потомков разных племен, первоначально говоривших на самостоятельных и далеко по всегда родственных между собой языках.

Южноамериканский континент – уникальный регион планеты, в котором мощная природная красота сочетается с очень многогранной культурой и жизненной философией, которой следуют представители коренных племен. Именно индейцы Южной Америки, некогда «открытые» миру мореплавателями из Старого света, являются носителями единственной в своем роде культуры и идеологии, многие аспекты которой до сих не могут быть объяснены лучшими учеными мира.

В отличие от , племена Южной Америки имеют гораздо больше социальных и политических возможностей для самореализации. Латиноамериканский континент прославился тем, что у здешних индейцев есть право не только свободно жить и развиваться, но и активно участвовать в политической и общественной жизни стран. Многие представители южноамериканских племен занимают руководящие посты государственного значения. Например, Эво Моралеса – индеец племени аймара – смог занять пост президента Боливии, а представитель племени кечуа Ольянта Умала получил активную поддержку граждан и стал президентом республики Перу. И такие примеры не единичны, что говорит о прогрессивном развитии сознания коренных народов материка, которые сегодня играют такую же важную роль, как и населяющие материк выходцы из стран Европы и .


Племена Южной Америки (индейцы)

К числу наиболее многочисленных относятся племена аймара, кечуа (потомки древних инков), мапуче, гуарани, теуэльче, чибча (муиски), ботокудо, варао, шипибо-конибо и многие другие. Условно к понятию «племена Южной Америки» относят также коренные народы, проживающие на территории так называемой – майя, ацтеки, миштеки, сапотеки, тотонаки, пурепеча и т.д.

1. Аймара – являются потомками древнего народа инков. Аймара населяют преимущественно западную часть континента – высокогорные области на западе Боливии (), юг Перу, север Чили . Общая численность аймара составляет больше 3,8 млн человек. Большинство из них проживают в городах и занимаются шахтерским промыслом.

Племя Аймара

2. Кечуа – родственное с аймара племя Южной Америки, численность которого по разным оценкам составляет 19-25 млн человек. Основная масса этих индейцев проживает , Эквадоре, Боливии, Аргентине, Колумбии, . Главными занятиями этих людей сегодня являются земледелие и скотоводство, а также наемный труд в горнодобывающей отрасли. Некоторые кечуа работают в качестве надомной прислуги.

Племя Кечуа

3. Гуарани – одно из немногих племен региона, которое до сих пор продолжает жить в соответствии с древними устоями и обычаями. Сегодня основная часть этого народа проживает на территории Парагвая и в ряде соседних стран. Не искушенные цивилизационными благами гуарани плохо идут на контакт с «прогрессивными» людьми, а часть из них вообще не желают общаться с внешним миром и в случае опасности могут оказать сопротивление.

Племя Гуарани

4. Мапуче (арауканы) – народ в Чили и Перу, общая численность которого оценивается в 1,5 млн человек. Современные арауканы являются сторонниками культуры креольского типа. Объединенные в общины, они ведут натуральное хозяйство и практически не интегрированы в национальную экономику своих стран. Их главные занятия – овцеводство, разведение крупного рогатого скота, коневодство, выращивание пшеницы и картофеля, ремесла. Часть представителей мапуче занята в угледобывающей промышленности.

Племя Мапуче (арауканы)

5. Шипибо-конибо – племя индейцев, сформированное из нескольких народов, численность которых ориентировочно составляет 30 тыс. человек. Сегодня эти люди населяют амазонскую сельву в Перу и занимаются, преимущественно, пойменным земледелием, рыболовством и производством пива, некоторые освоили искусство транспортных перевозок по рекам.

Племя Шипибо-конибо

6. Варао – племя, представителями которого сегодня являются от 20 до 36 тыс. человек, населяющих северо-восточную часть Венесуэлы, а также некоторые регионы Гайаны и Суринама. Варао предпочитают селиться по берегам рек, поэтому их образ жизни тесно связан с водной стихией. Индейцы варао славятся как отличные мастера изготовления каноэ, которые они строят для передвижения по Ориноко и другим рекам. Главные занятия – рыбная ловля, охота, огородничество, собирательство и ремесла.

Племя Варао

7. Ботокудо – малочисленное племя южноамериканских индейцев, среди представителей которого насчитывается всего несколько сотен человек. Обитают они в восточной части Бразилии в индейских резервациях и небольших деревнях. Очень примечательна внешность этих людей. На фото можно увидеть массивные круглые украшения, вставленные в нижнюю губу и мочки ушей. Сегодня такие украшения носят только женщины, но раньше подобные обычаи распространялись и на мужчин.

Племя Ботокудо

Видео: племена Южной Америки (индейцы).

Ко времени вторжения в Америку европейцев уровень развития её народов был неодинаковым в различных частях континента. Племена большей части Северной и Южной Америки находились на разных ступенях первобытнообщинного строя, а у народов Мексики, Центральной Америки и западной части Южной Америки в это время уже развивались классовые отношения; они создали высокие цивилизации. Именно эти народы, прежде всего, подверглись завоеванию; испанские завоеватели в XVI в. разрушили их государства и культуру и поработили их.

Народы тропических лесов и саванн:

Коренное население: араваки, карибы, тупи-гуарани жес.

Основные занятия: подсечно-огневое земледелие и рыболовство, у некоторых племен - садоводство. Охота и собирательство играют второстепенную роль. Основные сельхозкультуры: кукуруза, маниока, тыква, батат, бобы, хлопчатник, табак. В рыболовстве используются различные ловушки, сети, ставятся изгороди, отравляют водоемы. Охотились на обезьян, птицу, реже на оленей и тапиров. Орудия охоты: лук, стрелы, дротики, копья с металлическим наконечником, отравленные стрелки, духовое ружье. Собирали фрукты, орехи, моллюсков, черепашьи яйца. Были развиты ремесла: обработка дерева, камня, изготовление орудий труда, гончарство, плетение. Основная пища: рыба, реже мясо. Средства передвижения: долбленые лодки, большие плоты с навесом, вмещавшие до 50 человек. Одежда: до прихода европейцев почти отсутствовала: пояс, набедренные повязки из луба. Были распространены украшения, раскраска тела и татуировка. Жилище представляло собой один большой дом, где жили до 100 человек. У каждой семьи был свой очаг. Дома были прямоугольными или округлыми в плане с двускатной крышей из пальмовых листьев, также существовала коническая крыша. Наиболее отсталые племена жили в шалашах, ставили ветровые заслоны. Социальная организация: общественной единицей была община. Земля и крупные орудия труда принадлежали общине, личные предметы после смерти человека либо уничтожались, либо погребались с умершим. Были развиты рациональные знания: ботаника, зоология, география, астрономия, они составляли карты и чертежи. Верования: анимизм, промысловые культы. Они верили в переселение душ, существовали жертвоприношения. Также устраивались различные празднества, играли на различных инструментах, устраивали соревнования.

Народы Льянос Ориноко:

На этой территории проживали отсталые кочевые племена. Они говорят на обособленных языках. Основными занятиями были охота, собирательство, рыболовство. В основном собирали растительную пищу. Некоторые племена не имели жилищ, иногда делали примитивные ветровые заслоны, шалаши. В дождевой сезон индейцы сооружают полусферические хижины, покрытые пальмовыми листьями. Одежды было минимум, иногда носили набедренные повязки. Социальная организация: живут первобытным строем. Во главе группы стоял вождь. Его звание переходит по материнской линии. Существовала экзогамия - запрет браков внутри родственной группы. Верования: вера в культ природы, существовали дух луны (создатель мира и людей), дух подземного мира (злая сила). Выделялись шаманы, чаще ими были женщины.


Народы Чакон:

Это территория Боливии, Аргентины, Парагвая. Народы: араваки, маскои, тупи, матако.

Основными занятиями были собирательство (растительная пища, личинки, побеги и плоды, мед диких пчел) и охота на страусов, тапиров, ягуаров. Орудия охоты: дубинки, копья, лук, стрелы. Было развито рыболовство, для этого использовались сети, ловушки. Незначительно развито мотыжное земледелие, выращивали тыкву, бобовые, кукурузу, табак, хлопья. Одежда: плащевидные накидки из шкур и хлопка, набедренные повязки из меха. Носили украшения, ожерелья из перьев, раковин, браслеты. Была распространена окраска тела, татуировка. Жилище: плетеные хижины полусферической формы. Они располагались по кругу или параллельными рядами. Социальная организация: существовало социальное расслоение. Выделялись группы воинов, зависимы и рабы. Во главе стоял вождь, он мог иметь нескольких жен. Существует парный брак. Юноши и девушки при вступлении в половую зрелость проходили обряд инициации. Религия: вера в культ природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение. Проводились обряды, ритуалы лечения и похорон. Они сопровождались танцами.

Народы Пампы и Патагонии :

Коренное население: патагонцы. Они занимались охотой и собирательством. Орудия охоты: лук, стрелы. Домашним животным была лама. Развивалось ремесло: ткачество, плетение, изготавливали оружия, седла, серебряные украшения, ножи. Жилище: каркасное, накрытое шкурой ламы. Одежда была из шкур. Мужчины носили штаны и рубаху, плащ, женщины - кожаный передник, плащ. Пища: мясо, различные плоды. Социальная организация: общественная единица - община из групп по 30-40 семей. Во главе общины стоял вождь. Практиковался парный брак. Девушки проходили обряд инициации. Верования: вера в духов природы, промысловые культы. В обществе выделялись шаманы. Их главной функцией было лечение.

Народы Центрального Чили:

Коренные народы: арауканы, чанго. Основные занятия: скотоводство, рыболовство, подсечно-огневое земледелие. Землю обрабатывали плугом. Охота была слабо развита. Орудия охоты: лук, стрелы. Ремесла: плетение, гончарство, обработка дерева, кожи. Одежда: плащ, повязки из кожи. Жилище было округлой формы с конической крышей. Социальное устройство: в обществе выделялись вожди, воины, рабы. Религия: тотемизм, шаманизм, анимизм.

Народы о. Огненная земля:

Коренное население: она, алакалуфыы. ямоны. Основными занятиями были собирательство (плоды, коренья), охота на птиц, ламу, морских животных. Основные орудия: гарпуны, лук, стрелы. Традиционная одежда была из шкур, утварь изготовлялась из кости, камня. Жилище представляло собой наземные, каркасные хижины. Социальная организация: общественная единица - община из 2-3 семей. Общины объединялись в роды. Браки были экзогамными. Верования: анимизм, шаманизм. Существовали сложные обряды инициации.

Народы Южной Америки до европейского завоевания

Обширные пространства Южной Америки были заселены племенами с примитивной техникой, принадлежавшими к различным языковым семействам. Таковы были рыболовы и собиратели Огненной Земли, охотники степей Патагонии, так называемой пампы, охотники и собиратели восточной Бразилии, охотники и земледельцы лесов бассейна Амазонки и Ориноко.

Огнеземельцы

Огнеземельцы относились к числу самых отсталых племён мира. На архипелаге Огненная Земля обитали три группы индейцев: селькнам (она), алакалуфы, ямана (яганы).

Селькнам жили в северной и восточной части Огненной Земли. Они охотились на ламу-гуанако и собирали плоды и коренья диких растений. Их оружием были лук и стрелы. На островах западной части архипелага обитали алакалуфы, занимавшиеся рыбной ловлей и сбором моллюсков. В поисках пищи они проводили большую часть жизни в деревянных лодках, передвигаясь вдоль берегов. Меньшую роль в их жизни играла охота на птиц при помощи лука и стрел.

Ямана жили отдельными родами, называвшимися укур. Этим словом обозначали и жилище и обитавшую в нём общину сородичей. В отсутствие членов данной общины их хижина могла быть занята членами другой общины. Собрание многих общин происходило редко, большей частью в том случае, когда море выбрасывало на берег мёртвого кита; тогда, обеспеченные пищей на долгое время, ямана устраивали празднества. В общине ямана не существовало расслоения, старейшие члены группы не пользовались властью над сородичами.

Индейцы пампы

Ко времени вторжения европейцев индейцы пампы были пешими бродячими охотниками.Основным объектом охоты и источником пропитания были гуанако, на которых охотились с бола - связкой ремней с прикреплёнными к ним тяжестями. Постоянных селений у охотников пампы не существовало; на временных стойбищах они возводили палатки-навесы из 40-50 шкур гуанако, которые служили жильём для всей общины. Одежда изготовлялась из кожи; главной частью костюма был меховой плащ, который стягивался на талии поясом.

Патагонцы жили и кочевали небольшими группами кровных родственников, объединявшими по 30-40 брачных пар с их потомством. Власть вождя общины сводилась к праву давать распоряжения при переходах и на охоте; вожди охотились наряду с другими. Самая охота носила коллективный характер.

В религиозных представлениях индейцев пампы значительное место занимали анимистические верования. Патагонцы населяли мир духами; особенно развит был культ умерших родичей.

Арауканы жили в южной части центрального Чили. Находясь под влиянием племён кечуа, арауканы занимались земледелием и разводили лам. У них были развиты выделка тканей из шерсти ламы-гуанако, гончарное дело и обработка серебра. Южные племена занимались охотой и рыбной ловлей. Арауканы прославились упорным сопротивлением, которое они оказывали европейским завоевателям в течение более 200 лет.В 1773 г. независимость Араукании была признана испанцами. Лишь в конце XIX в. колонизаторы завладели основной территорией арауканов.

Индейцы Восточной Бразилии

Племена группы же, обитавшие на территории Восточной и Южной Бразилии, - ботокуды, канелья, кайяпо, шаванты, каинганг и другие, более мелкие, занимались преимущественно охотой и собирательством, совершая переходы в поисках дичи и съедобных растений. Наиболее типичными для этой группы были ботокуды, или боруны, которые до вторжения европейских колонизаторов населяли побережье, а позже были оттеснены в глубь страны. Главным их орудием был лук, с которым охотились не только на мелких животных, но и на рыбу. Женщины занимались собирательством. Жилищем ботокудов служил заслон от ветра, крытый пальмовыми листьями, общий для всего кочевья. Вместо посуды они употребляли плетёные корзины. Своеобразным украшением ботокудов были вставлявшиеся в прорезы губ маленькие деревянные диски - «ботока» по-португальски. Отсюда и наименование ботокудов.

Индейцы тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко

В начальный период европейской колонизации в северо-восточной и центральной части Южной Америки жили многочисленные племена, принадлежавшие к разным языковым группам, главным образом к аравакам, тупи-гуарани и караибам. Занимались они большей частью подсечным земледелием и жили оседло.

Племена тропических лесов занимались подсечно-огневым земледелием. Мужчины подготовляли участки, разводили костры у корней деревьев и подрубали ствол каменными топорами. После того, как деревья высыхали, их валили, ветки сжигали. Выращивали корнеплод маниоку, кукурузу, батат, бобы, табак, хлопчатник.

Индейцы бассейна Амазонки и Ориноко жили родовыми общинами и вели общее домохозяйство. У многих племён каждая община занимала одно большое жилище, составлявшее всё селение. Такое жилище представляло собой круглое или прямоугольное сооружение, крытое пальмовыми листьями или ветками. Стены были из столбов, переплетённых ветками, их обкладывали циновками и обмазывали. В этом коллективном жилище каждая семья имела свой очаг. В коллективном владении общины находились охотничьи и рыболовческие угодья.

IIДревние народы Мексики и Центральной Америки

Центральная Америка

В физической географии под Центральной Америкой чаще всего понимают часть североамериканского континента от перешейка Теуантепек до Панамского перешейка (иногда территорию продлевают за пределы обоих перешейков по разным соображениям - например, проводят северную границу по границе Неотропической зоны).

Народы южной части северного континента и Центральной Америки создали развитую земледельческую культуру и на её основе высокую цивилизацию.

Данные археологии, находки каменных орудий и скелета ископаемого человека, говорят о том, что на территории Мексики человек появился 15-20 тыс. лет тому назад.

Центральная Америка является одной из наиболее ранних областей культуры кукурузы, бобов, тыквы, помидоров, зелёного перца, какао, хлопчатника, агавы, табака.

Население размещалось неравномерно. Районы оседлого земледелия - в центральной Мексике и на нагорье южной Мексики - были густо населены. В районах с преобладанием переложного земледелия (например, на Юкатане) население было более распылено. Большие пространства северной Мексики и южной Калифорнии были редко заселены бродячими племенами, занимавшимися охотой и собирательством.

Майя - единственный народ Америки, оставивший письменные памятники. История майя развивалась на севере Юкатана.Основным видом производства у майя было подсечно-огневое земледелие.

Пищу животного происхождения майя получали от охоты и рыболовства. Домашних животных у них не было. Охота на птиц велась при помощи метательных трубок, стрелявших глиняными шариками. Боевым оружием являлись также дротики с кремнёвыми наконечниками. Лук и стрелы майя заимствовали у мексиканцев. Из Мексики же они получали медные топорики.

Жители селения майя составляли соседскую общину; обычно её членами были люди с разными родовыми именами. Земля принадлежала общине. Другие работы - охота, рыбная ловля, добыча соли - выполнялись сообща, но продукты делились.

У майя была патриархальная семья, владевшая собственностью. Чтобы получить жену, мужчина должен был некоторое время работать на её семью, затем она переходила к мужу.

В религии майя к началу XVI в. древние верования отступили на задний план. Жрецы к этому времени уже создали сложную богословскую систему с космогоническими мифами, составили свой пантеон и установили пышный культ. Религиозные верования майя включали в себя и примитивные образные представления о природе.

Майяпан после 1441 г. был значительно ослаблен, а после эпидемии 1485 г. совсем опустел. Часть майя - люди ица обосновались в непроходимых лесах около озера Петен-Ица и построили город Тах-Ица (Тайя-Саль), который оставался недоступным испанцам до 1697 г Весь остальной Юкатан был захвачен в 1541-1546 гг. европейскими завоевателями, подавившими героическое сопротивление майя.

Тольтеки Теотиуакана

В долине Мехико, по преданиям, первым многочисленным народом были тольтеки. Ещё в V в. тольтеки создали свою цивилизацию, прославившуюся монументальными архитектурными сооружениями Тольтеки, царство которых существовало до X в., принадлежали по языку к группе науа. Крупнейшим их центром был Теотиуакан, развалины которого сохранились до настоящего времени к северо-востоку от озера Тешкоко. Тольтеки возделывали уже тогда все те растения, которые испанцы застали в Мексике. Они изготовляли из хлопкового волокна тонкие ткани, их сосуды отличались разно образием форм и художественной росписью. Оружием служили деревянные копья и палицы с вкладышами из обсидиана (вулканического стекла). Из обсидиана же вы тачивались ножи.

Жилые поселения. В нескольких километрах от Теотиуака-на находятся остатки одноэтажных домов из необожжённого кирпича. Каждый из них состоит из 50-60 комнат, расположенных вокруг внутренних двориков.

Общественный строй тольтеков неясен Судя по различиям в одежде и украшениям из золота и серебра, нефрита и порфира, знать сильно отличалась от рядовых членов общества; особенно привилегированным было положение жречества. Сооружение огромных, богато украшенных культовых центров требовало труда масс общинников и рабов, вероятно из военнопленных.

Сапотеки

Под влиянием культуры Теотиуакана находился народ Южной Мексики - сапотеки. Около города Оахака, где была столица сапотеков.Сложный и богатый погребальный культ, о котором можно судить по гробницам, свидетельствует о том, что знать и жречество находились в привилегированном положении. Скульптуры на керамических погребальных урнах интересны изображением одежды знатных лиц, в особенности пышных головных уборов и гротескных масок.

Чибча, или муиска

Группа племён языковой семьи чибча, обитавшая на территории нынешней Колумбии в долине реки Богота, известная также под названием "муиска", создала одну из развитых культур древней Америки.

Долина Боготы и окружающие её горные склоны богаты естественной влагой; вместе с мягким ровным климатом это способствовало образованию здесь густонаселённых районов и развитию земледелия. Страна муиска была заселена в глубокой древности примитивными племенами аравийской языковой семьи. Племена чибча проникли на территорию нынешней Колумбии из Центральной Америки, через Панамский перешеек.

Ко времени вторжения европейцев муиска выращивали многие культурные растения: на горных склонах картофель, кинуа, кукурузу; в тёплой долине - маниоку, батат, фасоль, тыкву, томаты и некоторые фрукты, а также хлопчатник, табак и кустарник коку. Землю обрабатывали примитивными мотыгами - сучковатыми палками. Домашних животных, кроме собак, не было. Широко развито было рыболовство. Большое значение имела охота, как единственный источник мясной пищи.

Большим достижением их культуры было ткачество. Из хлопкового волокна пряли нити и ткали полотно, ровное и плотное. Полотно раскрашивали способом набойки. Одеждой муиска служили плащи - полотнища из этой ткани. Дома строили из дерева и камыша, обмазанного глиной.

Муиска жили патриархальными семьями, каждая в особом доме. Брак совершался с выкупом за жену, жена переходила в дом мужа. Была распростронена полигамия; рядовые члены племени имели по 2-3 жены, знатные - по 6-8, а правители - по нескольку десятков.

Этнический состав населения Южной Америки весьма пестр: потомки переселенцев из Европы, метисы (потомки от браков белых и индейцев), мулаты (потомки от браков белых и негров), индейцы, китайцы и др. Большинство населения материка составляют метисы и мулаты. Сохранилось и довольно много представителей коренных народов, чьи предки населяли Южную Америку ещё до её завоевания испанцами и португальцами.

Наиболее однородны по национальному составу переселенческие страны - Аргентина, Уругвай, Чили. Наибольшая доля индейского населения в Боливии (63%) и Гватемале. Южная Америка относится к числу регионов с быстрым ростом населения (около 20 %), что обусловливает "молодость" жителей в большинстве государств. Основные районы концентрации населения - побережье океанов, острова Вест-Индии, некоторые горные территории. Обширные области бассейнов Амазонки, Ориноко, Парагвая, напротив, заселены редко.

Индейцы Южной Америки оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население сохранилось до нашего времени только в самых труднодоступных районах материка - в амазонской сельве (народы бороро, ботокуды, гуахибо и др.), во влажных экваториальных лесах на севере Тихоокеанского побережья (чоко, эмбера) и в горных "медвежьих углах" (мотилоны, араваки, яганы), принеся в XX в. первобытные традиции.

Большинство южноамериканских стран - бывшие колонии Испании. По Тордесильясскому договору 1494 г. линия раздела сфер испанского и португальского влияния в Новом Свете была установлена примерно по 4б° 30" западной долготы: к Португалии отошла только северо-восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Хотя в дальнейшем Бразилия переступила этот рубеж, продвинув свои границы далеко на запад от первых португальских поселений, она осталась единственным государством в Южной Америке, в котором основной язык - португальский.

Образовавшаяся на стыке владений Испании и Португалии не занятая никем территория между болотами дельты реки Ориноко и устьем Амазонки привлекла внимание других европейских держав, вступивших на путь колониальных захватов. Позднее этими землями завладели Великобритания, Нидерланды и Франция.

Южноамериканские страны сильно различаются по этническому составу населения. В андийских странах преобладают индейцы и метисы. Самая "индейская" из этих стран - Боливия, где народы кечуа и аймара составляют большинство населения. В соседних Перу и Эквадоре примерно каждый второй житель - кечуа и очень много метисов. Метисы составляют большинство населения и в равнинном Парагвае, где почти все говорят не только на испанском, но и на индейском языке гуарани.

В Бразилии и странах Карибского бассейна - Венесуэле и Колумбии, куда для работы на плантациях тысячами завозили африканских невольников, много людей с чёрным цветом кожи. Почти каждый четвёртый житель Бразилии - мулат, а в её северо-восточном районе - "колыбели" плантационного хозяйства, мулаты и негры составляют 3/4 жителей. Но есть страны, где они встречаются очень редко, например Перу; здесь рабов-негров совсем не использовали на сельскохозяйственных работах.

В странах поздней колонизации, массовое заселение которых началось во второй половине XIX столетия, - Аргентине и Уругвае - преобладают потомки европейских иммигрантов; индейцы, метисы и мулаты составляют в них менее 10 % населения. В отличие от андийских стран, в колонизации которых участвовали в основном выходцы из Испании, состав переселенцев из Европы был здесь более пёстрым: приезжало много итальянцев, немцев, славян, в том числе и эмигрантов из России. Они предпочитали селиться вместе, образуя замкнутые национальные колонии.

От бывших испанских и португальских колоний по этническому составу заметно отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцев, которых использовали в качестве рабочей силы на плантациях). В южноамериканских странах можно встретить и людей с арабскими именами. Переселенцы с Ближнего Востока не столь многочисленны, но благодаря своей активности (большинство из них - торговцы и предприниматели) они смогли добиться высокого положения на новой родине и даже стали первыми лицами государства. Так, в 90-х гг. XX в. президентом Аргентины стал Карлос Сауль Менем, а Эквадора - Джамиль Мауад Витт; они оба - сыновья иммигрантов-арабов. Особенно активно заявляют о себе в последнее время японцы, которые оказались в Южной Америке в период более поздней иммиграции, в 30 - 40-х гг. XX в. Один из них - Альберто Фухимора - в 1990 г. был избран президентом Перу, а в 1995 г. переизбран на второй срок.

Бразилия - самая большая по площади южноамериканская страна и одна из самых пёстрых по этническому составу стран Южной Америки, хотя 95 % её жителей именуют себя просто бразильцами (большинство из них католики).

Первые португальские колонисты, прибывшие в Бразилию в 16 в., испытывали нехватку рабочей силы на плантациях сахарного тростника. Поскольку попытки порабощения местных индейцев не увенчались успехом, пришлось привозить невольников из Африки. По оценкам, с середины 16 в. до отмены рабства в 1888 в Бразилию было ввезено 4 млн. невольников.

По происхождению они разделяются на три группы: в первую входят мусульманские племена хауса, манде и фулани из западного Судана; во вторую - йоруба, фон, фанти и ашанти из прибрежных районов западной Нигерии, Бенина и Ганы; в третью - бантуязычные племена Анголы и Мозамбика. В Бразилии невольники ассимилировались, сохранив при этом отдельные элементы коренных африканских культур.

Португальцы, открывшие и колонизировавшие Бразилию, были сравнительно малочисленной нацией, которая в 16 в. насчитывала всего 1 млн. человек. В Португалии труд африканских невольников использовался еще до открытия Америки. Поэтому португальцы довольно терпимо относились к чернокожим людям и смешанным бракам.

Постоянные контакты африканцев, индейцев и белых способствовали созданию смешанной бразильской культуры. Ее основу составляют португальский язык и культура, вобравшие в себя множество элементов африканских и индейских культур.

В 19-20 вв. в Бразилию хлынули переселенцы из других европейских стран, однако доля португальцев в составе иммигрантов оставалась достаточно высокой.

На северо-востоке страны преобладают негры и мулаты, потомки завезённых для работы на плантациях невольников из Африки. Считается, что именно благодаря африканскому влиянию бразильский диалект португальского языка гораздо мягче и напевней португальского, распространённого в метрополии. В Амазонии много метисов-кабокло и сохранились ещё довольно многочисленные индейские племена. На юго-востоке и юге проживают европейские иммигранты, прибывшие из разных стран Старого Света. Особенно тесно связаны с Европой южные районы, где, например, во время восстания фаррапус (порт, "оборванцы") - нищих батраков и пастухов-гаучо - в конце 30-х - начале 40-х гг. XIX в. повстанцами командовал знаменитый итальянский революционер Джузеппе Гарибальди.

Любопытно, что представители разных народов, приезжавшие в Бразилию, старались осесть на местности, которая напоминала бы им родину, и придерживались на новой земле своих обычаев. Так, например, в южных штатах - районе поздней европейской иммиграции - итальянцы селились по склонам холмов, где и сейчас занимаются виноградарством. В поселениях славян - поляков, чехов, украинцев и русских - большие территории распаханы под поля пшеницы. Немцы выращивают овощи и разводят свиней. Город Нову-Амбургу (Новый Гамбург), в окрестностях которого были сосредоточены самые крупные немецкие колонии, стал основным центром кожевенно-обувной промышленности. Последней волной эмиграции стало переселение японцев, которые возделывают рис на пойменных землях и прибрежных низменностях штата Риу-Грандиду-Сул.

Еще в начале колониального периода численность коренных жителей Бразилии - индейцев резко сократилась. Лишь немногие из них выжили в иезуитских миссиях; другие, уцелевшие в сражениях с португальцами, чтобы не попасть в рабство, бежали в лесные дебри на западе страны; часть индейцев погибла от европейских инфекционных болезней, часть подверглась ассимиляции. Некоторые индейские племена живут в изоляции в отдаленных и труднодоступных районах, но число таких общин уменьшается по мере освоения западных районов страны. Контакты с европейцами имеют пагубные последствия для коренного населения, принося болезни и разрушая окружающую среду.

Еще одна страна южноамериканского континента - Аргентина. Землю, где ныне находится Аргентина, в древности заселяли племена индейцев: пампа, пуэльче, тэуэльче, атака-ма, чонеки. Когда в начале XVI в. на эту территорию ступили первые европейцы, она уже была завоёвана инками и входила в их обширную империю, раскинувшуюся на просторах не только современной Аргентины, но и Боливии, Чили, Эквадора, Колумбии. Индейские племена, обитавшие на территории Аргентины, жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием. С того момента, когда поднявшийся вверх по Ла-Плате Педро де Мендоса основал в 1536 г. город Буэнос-Айрес, началась испанская колонизация страны. Первоначально въезд в неё разрешался только испанцам и неграм - рабам из Африки. В середине XIX столетия, когда запрет был снят, сюда хлынул мощный поток эмигрантов из Европы. Больше всего приехало итальянцев, но переселялись также немцы, поляки, украинцы и русские. Аргентинская нация складывалась из разнородных элементов, но её объединял испанский язык, на который оказал некоторое влияние язык индейцев кечуа.

В отличие от некоторых других стран Южной Америки, в населении Аргентины доминирует европеоидный элемент - потомки испанских колонистов и эмигрантов из стран Европы, преимущественно из Италии. Коренные жители Аргентины и других районов восточного побережья не создали развитой цивилизации наподобие инкской, сохраняли общинно-родовые отношения и вели кочевой образ жизни. Первые испанские поселенцы проникали на эту территорию тремя путями: морским через Буэнос-Айрес и сухопутными - из Чили, преодолев Анды, и из Перу, через территорию современной Боливии.

Правящие классы и образованная часть общества сохраняли испанские традиции и образ жизни; владея огромными поместьями и рудниками, они отличались высоким уровнем культуры и утонченностью. От союзов испанцев с индейскими женщинами рождались метисы, составлявшие значительную часть населения. Такое смешанное - испано-индейское - происхождение имели знаменитые гаучо - наездники и скотоводы, обитавшие в Пампе и сыгравшие в истории Аргентины примерно такую же роль, как ковбои в США.

Превращение Аргентины из страны метисов в страну с преимущественно белым населением произошло в конце 19 - начале 20 в. Начало этого процесса связывают с именами мыслителей-позитивистов Доминго Фаустино Сармьенто, Хуана Баутисты Альберди и Бартоломе Митре. Разработанная ими концепция развития страны предусматривала увеличение доли населения с европейскими корнями (путем усиленной иммиграции из Европы) и постепенную ассимиляцию метисов-гаучо. Аргентинский социолог Хосе Инхеньерос приводит следующие данные: в 1852 население Аргентины составляло приблизительно 800 тыс. человек, в т. ч.552 тыс. метисов, 100 тыс. индейцев, 15 тыс. негров, 110 тыс. мулатов и 22 тыс. белых. К 1914 общая численность возросла до 7 885 237 человек, включая 4 млн. белых, 3 млн. метисов, 300 тыс. мулатов и 40 тыс. индейцев. В 1932 население Аргентины оценивалось в 11 846 655 человек, из которых только около 1 млн. не принадлежали к белой расе. В 1947, когда численность населения страны была близка к 16 млн. человек, около 89% составляли белые европейского происхождения, 9% приходилось на смешанную группу - метисов и 2% составляли индейцы.

Самая мощная волна иммиграции в страну приходится на годы пребывания у власти президента Хулио Роки (1880-1886 и 1898-1904). В первый же год его президентского правления в Аргентину прибыло 27 тыс. переселенцев; их приток достиг максимума в 1889 (219 тыс. человек). Несмотря на финансовые кризисы и политические волнения, поток иммигрантов из Европы, привлеченных сообщениями о процветании этой страны, возрастал до самого начала Первой мировой войны. С 1900 по 1914 в страну прибыло почти 4 миллиона человек, из которых около 4/5 составляли итальянцы и испанцы. На долю одних итальянцев приходилось до 45% от общего количества иммигрантов, хотя многие из них потом возвращались на родину.

Коренного населения в Аргентине осталось меньше, чем в других странах Южной Америки. В течение трёхвековой истории становления аргентинского государства индейцев, которые неоднократно поднимали восстания против поработителей, вытесняли и уничтожали. Сейчас полукочевые индейские племена общей численностью не более 50 тыс. человек живут лишь на северо-востоке страны. Более 200 тыс. метисов, занимающихся скотоводством в горных районах, наряду с испанским употребляют и язык кечуа.

Последние материалы раздела:

Старинное гадание на воске: значение фигур
Старинное гадание на воске: значение фигур

Свечи обладают особенными магическими свойствами, что, естественно, не могло остаться незамеченным. Еще на Руси было популярным гадание с воском и...

Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете
Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете

Содержание Лишние траты денег закономерны при больших доходах, но они не являются исключением при детальном анализе для семей с небольшими...

Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут
Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут

Первым делом, первым делом самолеты.. А английский всё-таки откладывать на потом не стоит. Ведь у Вас есть прекрасная возможность подтянуть Ваши...