Контрольное тестирование на тему "Биосфера"(10 класс). Тест по биологии «Биосферный уровень Что представляет собой биосфера тест

Самая большая экосистема.

гидросфера

атмосфера

биосфера

Биосфера – это геологическая оболочка Земли, охватывающая часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы вместе с населяющими их организмами. Биосфера – самая большая экосистема, объединяющая в единый планетарный круговорот отдельные круговороты веществ каждой из экосистем.

Жизненные среды биосферы.

водная, почвенная

наземно-воздушная среда

оба ответа правильные

В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды обитания. Это водная,наземно-воздушная, почвенная среда и образуемая самими живыми организмами . Вода служит средой обитания для многих организмов. Из воды они получают все необходимые для жизни вещества: пищу, воду, газы. Поэтому, как бы ни были разнообразны водные организмы, все они должны быть приспособлены к главным особенностям жизни в водной среде. Эти особенности определяются физическими и химическими свойствами воды. Наземно-воздушная среда , освоенная в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и её населяют более высокоорганизованные живые организмы. Наиболее важным фактором в жизни обитающих здесь организмов являются свойства и состав окружающих их воздушных масс. Плотность воздуха гораздо ниже плотности воды, поэтому у наземных организмов сильно развиты опорные ткани — внутренний и наружный скелет. Формы движения очень разнообразны: бегание, прыгание, ползание, полёт и др. в воздухе летают птицы и некоторые виды насекомых. Потоки воздуха разносят семена растений, споры, микроорганизмы. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю свою жизнь, другие — часть жизни. Условиями жизни в почве во многом определяются климатическими факторами, важнейшим из которых является температура. Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды. У них не развиты органы чувств или органы движения, зато возникают приспособления для удерживания в теле хозяина и эффективного размножения.

Явление, при котором вещество передаётся по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой.

пищевая цепь

круговорот веществ

нет правильного ответа

Биосферный круговорот непременно включает живые и неживые компоненты. Органическое вещество может быть вновь использовано растениями только после разложения редуцентами до неорганических составляющих. Связь между живым и неживым веществом в биосферном круговороте осуществляет миграция химических элементов, входящих в состав как органических, так и неорганических соединений.

Основной источник энергии в биосфере.

Солнце

залежи нефти

продуценты

Основным источником энергии для поддержания жизни в биосфере является Солнце. Его энергия преобразуется в энергию органических соединений в результате фотосинтетических процессов, происходящих в фототрофных организмах. Энергия накапливается в химических связях органических соединений, служащих пищей растительноядным и плотоядным животным. Органические вещества пищи разлагаются в процессе обмена веществ и выводятся из организма. Выделенные или отмершие остатки разлагаются бактериями, грибами и некоторыми другими организмами. Образовавшиеся химические соединения и элементы вовлекаются в круговорот веществ. Биосфера нуждается в постоянном притоке внешней энергии, т.к. вся химическая энергия превращается в тепловую. Поэтому запасание растениями солнечной энергии в органических веществах играет исключительно важную роль в распределении и численности живых организмов.

Залежи нефти, каменного угля, торфа образовались в процессе круговорота:

азота, водорода

кислорода

углерода

В палеозойской эре происходит начальный этап накапливания нефти и газа органического происхождения углерода . В каменноугольном периоде на суше широко распространились леса, состоящие главным образом из папоротников и хвощей. Именно из упавших в воду стволов деревьев, не подвергающихся гниению, образуются огромные запасы каменных углей.

Бактерии, расщепляющие мочевину до ионов аммония и углекислого газа, принимают участие в круговороте...

азота и углерода

фосфора и серы

кислорода и углерода

Одной из специальных групп аммонификаторов являются бактерии, разлагающие мочевину. Мочевина — главная составная часть мочи человека и большинства животных. Человек выделяет бактерии, разлагающие в день от 30 до 50 г мочевины. Под влиянием бактерий мочевина разлагается, образуется карбонат аммония. Последний быстро распадается на воду, аммиак и углекислый газ .

В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как...

расселение видов

фотосинтез и дыхание

естественный отбор

Естественным источником углерода, используемого растениями для синтеза органического вещества, служит углекислота, входящая в состав атмосферы или находящаяся в растворённом состоянии в воде. В процессе фотосинтеза углекислота превращается в органическое вещество, служащее пищей животным. Дыхание , брожение и сгорание топлива возвращают углекислоту в атмосферу.

Клубеньковые бактерии включают в круговорот...

углерод

фосфор

азот

Циркуляция биогенных элементов обычно сопровождается их химическими превращениями. Нитратный азот , может превращаться в белковый, затем переходить в мочевину, превращаться в аммиак и вновь синтезироваться в нитратную форму под влиянием микроорганизмов. В биохимическом цикле азота действуют различные механизмы, как биологические, так и химические.

Солнечная энергия улавливается...

продуцентами

редуцентами

консументами первого порядка

Лишь зелёные растения способны фиксировать световую энергию и использовать в питании простые неорганические вещества. Такие организмы выделяют в самостоятельную группу и называют автотрофами , или продуцентами — производителями биологического вещества. Они являются важнейшей частью любого сообщества, потому, что практически все остальные организмы прямо или косвенно зависят от снабжения веществом и энергией, запасёнными растениями. На суше автотрофы — это обычно крупные растения с корнями, тогда как в водоёмах их роль берут на себя микроскопические водоросли, обитающие в толще воды (фитопланктон).

Усилению парникового эффекта, по мнению учёных, в наибольшей степени способствует:

озон

углекислый газ

двуокись азота

Парниковый эффект – это явление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы. При этом происходит нагревание, как самой атмосферы, так и земной поверхности. Круговорот кислорода, углерода и других элементов, вовлекаемых в процесс фотосинтеза, поддерживает современный состав атмосферы, необходимый для существования жизни на Земле. Фотосинтез препятствует увеличению концентрации СО 2 , предотвращая перегрев земли вследствие так называемого парникового эффекта.

Озон, который образует озоновый экран, формируется в:

гидросфере

мантии Земли

атмосфере

Первые живые организмы развивались в воде, которая защищала их от воздействия ультрафиолетовых лучей. Кислород, выделявшийся в процессе фотосинтеза, в верхних слоях атмосферы под действием ультрафиолетовых лучей превращался в озон (его молекула содержит три атома кислорода — О 3). По мере накопления озона произошло образование озонового слоя, который как экран, надёжно защитил поверхность Земли от губительных для живых организмов ультрафиолетовой солнечной радиации. Это позволило живым организмам выйти на сушу и заселить её.

Наибольшее количество видов находится в экосистемах:

влажного тропического леса

тайги

листопадных лесов умеренного пояса

В наши дни на Земле известно около 500 тыс. видов растений, и каждый год ботаники открывают новые. Разнообразие видов растений (флористическое) существенно различается в природных регионах планеты. Очевидно, что в пустынях видов гораздо меньше, чем в джунглях. Но как определить, где больше видов — в степях или в лесах и почему, например, в вечнозелёных тропических лесах их больше, чем в широколиственных. На эти вопросы отвечает наука биогеография, которая изучает географические закономерности формирования биологического разнообразия на Земле. Для того чтобы оценить, какие территории бедны видами, а какие богаты, составляют карты биоразнообразия. На них разными цветами отображают области с различным числом видов, приходящихся на единицу площади.

Конкретной (или локальной) флорой называют количество высших сосудистых растений на площади примерно в 100 км 2 . На островах Франца-Иосифа в приполярной области оно не превышает 50-100 видов, в тундре составляет 200-300, в тайге — 400-600, в лесостепи достигает 900 видов, в степях — 900-1000, в тропиках — более 1000.

Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия — важнейшего фактора устойчивости биосферы — является...

химическое загрязнение среды

прямое истребление

разрушение мест обитания

Биологическое разнообразие - это все биологические виды и биотические сообщества, которые сформировались и формирующиеся а настоящее время в разных средах обитания (почвенных, наземных, пресноводных, морских). Это - основа поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы и существования человека. Но любое вторжение человека в экосистемы биосферы, как правило, вызывает цепь экологических последствий. Планомерные лесные вырубки, которые регулируют состав и качество леса и необходимы для удаления поврежденных и больных деревьев. Но сплошная вырубка, проводимая человеком для освобождения земли под пашни, дороги, промышленные предприятия, города и т.д. ведет к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к обмелению рек, засухам, засыханию почвы. После вырубки леса тенелюбивые растения оказываются в условиях открытого местообитания, где испытывают неблагоприятное воздействие прямого света. Это ведет к угнетению и даже исчезновению некоторых видов (например, кислицы обыкновенной, майника двулистного и др.). На месте вырубок поселяются светолюбивые растения. Меняется и животный мир связанный с фитоценозом. Животные исчезают или перебираются в другие экосистемы. Все эти (и другие факторы) разрушают привычные места обитания Сера находится в виде сульфидов и свободной серы в составе морских осадочных пород и почвы. Превращаясь в сульфаты, в результате окисления серобактериями, она включается в ткани растений, затем вместе с остатками их органических соединений подвергается воздействию анаэробных редуцентов. Образовавшийся в результате их деятельности сероводород снова окисляется серобактериями. Фосфор содержится в составе фосфатов горных пород, в пресноводных и океанических отложениях, в почвах. В результате эрозии фосфаты вымываются и, в кислой среде переходят в растворимое состояние с образованием фосфорной кислоты, которая усваивается растениями. В тканых животных фосфор входит в состав нуклеиновых кислот, костей. В результате разложения редуцентами остатков органических соединений, он снова возвращается в почвы, а затем в растения.

Одна из особенностей живого вещества.

способность быстро занимать всё свободное пространство

способность к размножению

способность к фотосинтезу

К основным особенностям живого вещества относится:

  • Способность быстро осваивать все свободное пространство.
  • Движение не только пассивное, но и активное.
  • Устойчивость при жизни и быстрое разложение после смерти.
  • Высокая адаптация к различным условиям.
  • Высокая скорость протекания реакций.

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 1

1. Укажите почвы, характерные для зоны степей.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Желтоземы

2. Круговорот веществ на Земле происходит в:

А. Литосфере, биосфере, атмосфере.

Б. Литосфере, биосфере, гидросфере.

В. Литосфере, биосфере, гидросфере, атмосфере.

Г. Биосфере, гидросфере, атмосфере.

Тайга. Антарктическая пустыня. Саванна.

А. Подземные воды

В. Мантию

Б. Экваториальный лес

В. Широколиственный лес

Г. Тундра

А. Для растительности пустынь характерно преобладание верблюжьей колючки.

Б. Для степей характерно отсутствие древесной растительности.

В. Во влажных тропических лесах произрастают лиственницы.

Г. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность.

7. Разнообразие органического мира в океане зависит от:

А. Температуры водных масс

Б. Глубины

В. Сезона года

Г. Всех перечисленных причин

А. Бентос - это организмы, обитающие на дне.

Б. Почвы формируются при взаимодействии живых организмов, ветра, воды и горных

В. Самой ценной частью почвы являются минеральные соли.

Г. Растительная масса равномерно распределена по Земле.

I. Тропическая пустыня. II. Тундра.

Пингвины Песец Баобаб Мох Ландыш Саксаул Верблюд Белка Лемминг

(стрижи, лягушки, подзолистые почвы, торфяные почвы, березы, осоки).

Для природного комплекса «болото» характерны ____________________________ почвы. На болотах произрастают и водятся ___________________________________________________.

11. Если водные источники вашей местности бедны йодом, необходимым для нормальной жизнедеятельности организма человека, его можно восполнить потреблением:

А. Листвы плодовых деревьев.

Б. Сигарет.

Г. Морских продуктов.

БИОСФЕРА ЗЕМЛИ

Вариант 2

1. Укажите почвы, характерные для лесной зоны.

А. Сероземы

Б. Красноземы

В. Черноземы

Г. Подзолистые

2. Поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода происходит под действием:

А. Атмосферных осадков

Г. Крупных животных

3. При помощи стрелок установите соответствие между животными, изображенными на рисунке, и природными зонами.

Тропическая пустыня. Арктическая пустыня. Тропический лес.

4. В состав биосферы включают:

А. Облака

В. Земную кору

Б. Всю атмосферу

Г. Всю гидросферу

5. Укажите цифрами последовательность смены природных зон от экватора к Северному полюсу.

А. Саванны

В. Тропические пустыни

Г. Арктические пустыни

6. Укажите два верных утверждения.

А. Для растительности степей характерно преобладание верблюжьей колючки

Б. Для влажных тропических лесов характерны лианы

В. В хвойных лесах преобладает травянистая растительность

Г. Для широколиственного леса характерны дубы и липы

7. Распространение природных комплексов на Земле зависит от:

А. Наличия водных объектов

Б. Особенностей горных пород

В. Количества осадков

Г. Всех перечисленных причин

8. Укажите верные утверждения.

А. Максимальное количество растительности приходится на влажные тропические леса

Б. Основным фактором формирования почвы является деятельность живых организмов

В. Нектон - это растительность осушенных участков реки

Г. Плодородие почвы - это ее способность обеспечивать питание растений

9. При помощи стрелок установите соответствие.

I. Антарктическая пустыня II.Тропический лес

Пингвины Морошка Айсберг Шимпанзе Попугай Лишайник Верблюд Лиана

10. Заполните пропуски, используя нужные слова

(травянистая, древесная, ковыль, береза, полынь, дуб, осина, саксаул).

Природный комплекс «лес» богат__________________________________________________ растительностью. Здесь можно встретить ___________________________________________, _______________________________________и ______________________________________.

11. Основным источником вредного угарного газа являются:

А. Камины

Б. Растения

Г. Выхлопные газы автомобилей.

«Биосфера». Вариант 1.

1.Живое вещество биосферы планеты - это совокупность всех

1- всех растений и животных 2- многоклеточных организмов

3- микроорганизмов 4-живых организмов

2.Границы биосферы определяются

1- условиями, непригодными для жизни 2- колебаниями положительных температур

3- количеством выпадающих осадков 4- облачностью атмосферы

3. В соответствии с представлениями В.И. Вернадского к биокосным телам относят

1- почву 2- полезные ископаемые 3- газы атмосферы 4- животных

4.Окислительно-восстановительная функция биосферы планеты связана

1- с эволюцией живых организмов 2- с климатическими условиями

3- с обменом веществ и энергии 4- с освоением организмами новых мест обитания

5. В состав биосферы входят

1- живое вещество и биокосные тела 2- живое и косное вещество

3- биокосное и косное вещество 4- живое и косное вещество, биокосные тела

6. Клубеньковые бактерии, используя молекулярный азот атмосферы для синтеза органических веществ, выполняют в биосфере функцию

1- концентрационную 2- газовую 3- окислительную 4- восстановительную

7. Основную часть биомассы океана составляют

1- растения 2- животные 3- грибы 4- бактерии

8.Основное отличие биосферы от других оболочек Земли заключается в том, что

1- в биосфере не происходят геохимические процессы, а только идет биологическая эволюция

2- для биосферы характерна только геологическая эволюция

3- геологическая и биологическая эволюция идут одновременно

4- биологическая эволюция оказывает сильное влияние на геологическую эволюцию

9. Вклад Л.Пастера в развитие представлений о развитии жизни на Земле заключается в том, что он

1- доказал существование самозарождения жизни 2- доказал невозможность самозарождения микроорганизмов 3- экспериментально доказал возможность биохимической эволюции 4- доказал невозможность возникновения жизни в воде

10. Какой процесс способствует неоднократному использованию растениями одних и тех же химических элементов, поглощаемых из почвы

1- корневое давление 2- фотосинтез 3- саморегуляция 4- круговорот веществ

11. .В преобразовании биосферы главную роль играют

1- живые организмы 2- биоритмы 3- круговорот минеральных веществ 4- процессы саморегуляции

12. Энергия, необходимая для круговорота веществ, вовлекается из космоса

1- растениями в процессе фотосинтеза 2- гнилостными бактериями

3- клубеньковыми бактериями 4- организмами гетеротрофами

13. Производители органических веществ в биосфере - это

1- продуценты 2- редуценты 3- консумент ы 1 порядка 4- консументы 2 порядка

14. Наибольшей продуктивностью в биосфере

1- обладают участки, занятые сушей 2- обладают участки, занятые океаном

3- не обладают ни суша, ни океаны (равны по продуктивности) 4- обладают различные участки, в зависимости от их месторасположения

15.Биосферу называют открытой системой, потому что она

1- значительно изменяется во времени 2- состоит из структурных элементов- биогеоценозов 3- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

4- способна к саморегуляции и обладает устойчивостью

«Биосфера». Вариант 2.

1. .Биосфера охватывает целиком

1- атмосферу 2- литосферу 3- гидросферу 4- атмосферу и гидросферу

2. В биосфере

1- биомасса животных во много раз превышает биомассу растений

2- биомасса растений во много раз превышает биомассу животных

3- биомасса растений равна биомассе животных

4- соотношение биомасс растений и животных меняется с течением времени

3.Биосфера – это система, объединяющая

1- живые организмы 2- геосферы земли

3- живые и неживые природные системы 4- планеты Солнечной системы

4. Какой процесс жизнедеятельности у некоторых простейших животных обеспечивает выполнение ими концентрационной функции в биосфере

1- размножение 2- рост 3- питание 4- движение

5. .Отсутствие какого газа в первичной атмосфере ограничило развитие жизни

1- водорода 2- кислорода 3- азота 4- метана

6 . Коацерваты, по теории А, И. Опарина, - предшественники клеточных форм жизни, выбеите признак, который отсутствовал.у коацерватов.

1- концентрирование химических элементов 2- воспроизведение молекул, входящих в их состав 3- разделение крупных капель на мелкие 4- обмен веществ с окружающей средой

7 .Согласно гипотезе панспермии, жизнь

1- возникла в результате биохимической эволюции 2- создана сверхъестественным образом 3- занесена на планету из космоса 4- возникла многократно в результате

самозарождения

8. Использование кислорода в процессе дыхания и выделение им кислорода в процессе фотосинтеза, свидетельствуют об их участии

1- в создании органических веществ 2- разрушении органических веществ до минеральных 3- в образовании цепей питания 4- в круговороте веществ

9.За счет фотосинтеза, происходящего в клетках растений, все живые организмы обеспечиваются

1- кислородом 2- минеральными солями 3- гормонами 4- ферментами

10.. Первичными консументами в биосфере являются

11. Решению проблемы устойчивого развития биосферы способствует

1- сокращение численности ряда видов 2- вселение новых видов в сообщества

3- уничтожение вредителей с/х культур 4- устранение загрязнения окружающей среды

12. Главную роль в биологическом круговороте веществ играют (-ет)

1- пищевые взаимоотношения организмов 2- распространение живых организмов на планете 3- жизнедеятельность всех организмов планеты 4- борьба организмов с неблагоприятными условиями

13. Биосферу называют динамичной системой, потому что она

1- образована экосистемами 2- не является саморегулирующейся системой 3- изменяется во времени 4- связана с космическим пространством обменом веществ и энергии

14. Благодаря растениям и некоторым бактериям произошло накопление в атмосфере земли

1- водорода 2- углекислого газа 3- кислорода 4- азота

15. Кто из ученых впервые высказал предположение о составе первичной атмосферы

1- С. Миллер 2- А.И Опарин 3- Ф Реди 4- Л.Пастер

Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1.

2. а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте: а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4.

5.


6. Живое вещество - это:


7.

8.



9.

10. Ноосфера - это:

11.

12.

13.

14. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется: а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

15.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

16.

а) жизнь;

17.

18.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

19.

10.

20.

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

21. Учение о биосфере было создано:

22.

23.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

24.

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

25.

26.

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

27.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

28. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

29.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) нет ответа.

3. Границы биосферы определяются: а) наличием воды в жидкой фазе; д) степенью солености воды;

б) благоприятным температурным режимом; в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа;

4.

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5.


6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

7.

а)нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в)гранит, базальт; г)растения, животные, бактерии, грибы.

8.

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9.

10. Ноосфера - это:

Задание Б.

1.

2.

3.

(4.

5.

6.

8. Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30. Что входит в понятие «живое вещество»?

31.

32.

33.

34.

их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

36.

Контрольная работа по теме «Основы учения о биосфере»

Вариант 1 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество - это:

а) совокупность всех растений биосферы; б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) сфера прошлой жизни; б) сфера разумной жизни; в) сфера будущей жизни; г) правильного ответа нет.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

(Изменениегазового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

(Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

(

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат. )

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

(Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

(Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане. (Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

(Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты. )

Вариант 2 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это: а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен: а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:

а) 1 км; б) 2 км; в) 10 км; г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

4. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; ттг) правильного ответа нет.

7. К биокосному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Газовая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода: а) да; б)нет.

10. Эжен Леруа: а) создал учение о биосфере; б) предложил термин «биосфера»;
в) предложил термин «ноосфера»; г) был другом В.И. Вернадского.

Ответы: 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Приведите несколько определений биосферы.

(Биосфера - это живая оболочка Земли. Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера - это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

(Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.)

4. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

(Биогенное - вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

6. Какое значение имеет калий в жизни растений?

(Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения - влияние на формирование корневой системы. )

7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.

(Например: детрит ---> двустворчатые моллюски ---> морские звезды. )

(Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность итого меньше. )

9. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние - концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др. )

Вариант 3 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) Ч.Дарвином; в) Э.Зюссом; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:

а) 100-200 м; б) 1-2 км; в) 3-4 км; г) 100-200 км.

4. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. На склонах горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:

а) косное вещество; б) биокосное вещество; в) живое вещество; г) биогенное вещество.

7. К биогенному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским; б) Э.Леруа; в) П.Тейаром-де-Шарденом; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?

(В.И. Вернадский. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

(Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.

(Биокосное - вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, - почва. )

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

(Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

(С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

8. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

(Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы. )

9. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

(Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно-технический прогресс. )

Вариант 4 Задание А. Выпишите номера правильных ответов.

1. Биосфера - это:

а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.

2. Термин «биосфера» был предложен:

а) Ж-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Леруа; г) правильного ответа нет.

3. Границы биосферы определяются:

а) наличием воды в жидкой фазе; ттб) благоприятным температурным режимом;
в) уровнем радиации; г) наличием кислорода и углекислого газа; ид) степенью солености воды;
е) всеми перечисленными факторами.

4. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) отсутствие элементов минерального питания;
в) неблагоприятный температурный режим; г) все перечисленные условия.

6. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил назвать:

а) жизнь; б) биомасса; в) живое вещество; г) правильного ответа нет.

7. К живому веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва; в) гранит, базальт;
г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера - это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода: а) да; б) нет.

10. Ноосфера - это:

а) стадия разумной жизни; б) сфера разумной жизни; в) стадия развития биосферы; г) все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - e; 4 - б; 5 - г; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - б; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. В.И. Вернадский писал: «Живое вещество... подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающий среде». Как вы понимаете это высказывание?

(Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк), окисляет горные породы и др. )

2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

(Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

3. Что входит в понятие «живое вещество»? (Совокупность всех живых организмов биосферы. )

4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.

(Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.
Окислительно-восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

(Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду - будут заметны пузырьки. )

6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

(Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения. )

7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.

(Например: фитопланктон ---> зоопланктон ---> медуза. )

(По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

9. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

(Негативное - изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных .)

Последние материалы раздела:

Старинное гадание на воске: значение фигур
Старинное гадание на воске: значение фигур

Свечи обладают особенными магическими свойствами, что, естественно, не могло остаться незамеченным. Еще на Руси было популярным гадание с воском и...

Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете
Как свести к минимуму расходы на обменный курс при совершении покупок в Интернете

Содержание Лишние траты денег закономерны при больших доходах, но они не являются исключением при детальном анализе для семей с небольшими...

Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут
Авиационный английский для летного состава, MLS International College, Англия, Борнмут

Первым делом, первым делом самолеты.. А английский всё-таки откладывать на потом не стоит. Ведь у Вас есть прекрасная возможность подтянуть Ваши...